
В ходе прошедшей выставки Africa Aerospace and Defence 2012 ведущие вертолетостроители мира пытались ответить на главный вопрос черного континента: «Как утолить вертолетный голод»? Африка, где отсутствие дорог превратило винтокрылы в идеальное средство передвижения, испытывает серьезный «голод на вертолеты». С ростом экономического благосостояния африканские страны, правительства, компании и частные лица обратили свои взоры на новые, перспективные вертолетные технологии. Однако из-за отсутствия мощностей ТО и Р и профессионально подготовленного летного и инженерно-технического персонала вместо спроса рынок вертолетов представляет собой декларации о намерениях. В сложившейся ситуации, вертолетостроители стремятся найти механизм конвертации интереса в реальные заказы вертолетов. Один из таких механизмов – пакетная продажа. Многие африканские клиенты хотят, чтобы голова не болела, как использовать назначению. Для чего приобретать вертолеты пакетами, обеспечивающими летную и техническую эксплуатацию в течение всего жизненного цикла. Африка готова покупать не вертолеты, а вертолетные пакеты или на английский манер – пэкидж-коптеры (от английского – package). Пэкидж включает некий (в каждом конкретном случае – свой) набор изделий и услуг (сервиса, обучения, логистики…), необходимых для безопасной и эффективной эксплуатации в течение всего или определенного периода жизненного цикла. Искусство современного вертолетостроителя заключается в умении с одной стороны управлять процессами пэкиджирования (формировать, продвигать, обновлять…), а с другой – готовить своего заказчика-покупателя (в границах предлагаемых коридоров возможностей). С течением времени состав и условия поставки будут меняться, что требует от разработчика, производителя и авиационных властей особой оперативности, мобильности и гибкости. В пэкиджировании нет ничего нового или особенного. Операторы, работающие в различных точках планеты, были вынуждены заниматься этими вопросами «на свой страх и риск». Сегодня эта тенденция выходит на новый уровень. Вопрос упирается в обратные связи эксплуатации с разработкой. К сожалению, уровень взаимодействия субъектов системы эксплуатации остался в прошлом веке и тормозит эти процессы. Пэкиджирование станет главным трендом вертолетного рынка стран «третьего мира».