По материалам статьи Flavia Camargos Pereira
Как не странно, сегодня речь пойдет о танках. На западе в кругу военных специалистов развернулась дискуссия вокруг одного из самых фундаментальных вопросов для любой армии, стремящейся поддерживать боевую готовность, модернизировать ли свои танки или приобрести новые машины. Отнюдь не принадлежа к ушедшей эпохе, последние события свидетельствуют о том, что эти проверенные в боях платформы по- прежнему имеют первостепенное стратегическое значение. Однако по мере развития угроз, танки также включать в себя более совершенные системы и технологии. Следовательно, чтобы быть готовыми к будущему полю боя, военные имеют возможность либо модернизировать свои боевые машины, либо закупить новые.
Армия США решила модернизировать свой парк Abrams. СВ начала эксплуатировать 105-мм вооруженную вариант M1 в 1980-х годах в качестве замены M60. Всего с 1979-85 годов было построено 2374 М1. С 1991 года General Dynamics Land Systems (GDLS) начала поставлять версию M1A1, вооруженную 120-мм гладкоствольной пушкой M256. С 1992 года армия модернизирует свои М1А1 до стандарта М1А2.
Европейские программы закупок, предполагающие разработку новых систем, по прогнозам, будут значительно дороже, чем модернизация или закупка готовых платформ. Последним производственным стандартом является пакет M1A2 System Enhancement Package (SEP) v3, ныне известный как M1A2C. Первый пример был поставлен в октябре 2017 года, и эта версия облегчит будущие обновления, которые планируется реализовать на M1A2 SEPv4 (M1A2D).
Многие устаревшие танки все еще очень способны. Есть способы улучшить производительность платформ без огромных затрат на разработку нового транспортного средства. Новые – сопряжены с высокими затратами на приобретение и техническое обслуживание, а также с необходимостью инвестировать средства в подготовку экипажей, что может сделать этот процесс неосуществимым.
К 30 ноября 2020 года служба получила 292 из 606 платформ Abrams SEPv3 по заказу. Этот вариант сохраниться в эксплуатации до 2030-х годов.
Окончательное количество модернизированных платформ SEPv3 и SEPv4 составит 2101. Проект будет реализован в 2021 году, поскольку в бюджете на 2021 финансовый год, объявленном в феврале 2020 года, предусмотрено 1,5 миллиарда долларов на модификацию и модернизацию 89 танков M1 Abrams.
.
Из находящихся в настоящее время на вооружении во всем мире, 67% танков нуждаются в модернизации или замене в течение следующих десяти лет.
Для повышения мобильности он имеет вспомогательную силовую установку, которую экипаж может запускать вместо основного двигателя. Кроме того, были внесены улучшения, чтобы сделать его более простым в обслуживании и пополнении запасов.
Помимо возможности самодиагностики, он использует сменные модули вместо целых компонентов, что облегчает ремонт.
Обновления сделали Abrams более способной платформой. Он должен оставаться конкурентоспособным транспортным средством благодаря своей активной защите в дополнение к датчикам и улучшениям целеуказания. Специалисты не видят смысла вкладывать большие инвестиции в совершенно новую платформу, учитывая другие приоритеты модернизации армии.
В Европе танки набирают все большую популярность, и многие страны проводят программы по приобретению новых или модернизации, находящихся в эксплуатации.
В Европе нет замены массе и огневой мощи танков. Они обладают сдерживающим эффектом и обычно используются для прорыва линии обороны.
Танки не являются автономными средствами и должны быть полностью интегрированы с другими системами, такими как противовоздушная оборона и космос. Это не просто танки, которые могут противостоять; это будет весь набор европейских (и американских) возможностей. По мнению специалистов, танки по-прежнему будут иметь решающее значение в будущем для региона, особенно когда речь заходит о защите его восточных границ. "Европа разделяет значительную сухопутную границу на своем восточном фланге, и этот фланг представляет собой самое нестабильное географическое пространство".
Польша, например, уделяет большое внимание этим платформам и модернизирует свой Leopard 2 A4 и модифицирует свои танки Т-72. Польское министерство обороны также планирует приобрести новый танк в рамках программы Wilk. Представитель МО подтвердил, что ведется аналитическая и концептуальная работа "по приобретению танков нового поколения для польских Вооруженных сил.
Что касается программ модернизации, то в декабре 2015 года Инспекция вооружения Министерства обороны Польши заключила с государственной Польской группой вооружений (ПГВ) и ее дочерней компанией ZM контракт на модернизацию танков Leopard 2A4 до версии 2PL на сумму 840 миллионов долларов. Планируется к 2023 году модернизировать весь парк (142 машины), чтобы эти они оставались на вооружении в течение 20 лет. Первые две модернизированные платформы были переданы 10-й бронетанковой кавалерийской бригаде в Свентошуве в мае 2020 года.
По словам представителя Минобороны, модернизация "позволит повысить их боевые возможности и полезность", а также огневую мощь и баллистическую защиту. Он добавил, что процесс совершенствования включает в себя замену систем стабилизации и силовой установки башни и усиление баллистической защиты, усовершенствование целеуказания, совершенствование пушки путем адаптации ее к использованию современных боеприпасов и модернизацию системы огневой защиты.
Представитель ПГВ пояснил, что баллистическая защита башни была повышена до уровня танков А5+ за счет установки внешней броневой системы и многослойной противоосколочной обшивки внутри машины. Повышена ситуационная осведомленность, и Leopard 2PL теперь оснащен тепловизионной камерой KLW-1 Asteria третьего поколения и прицельными приборами для командира и наводчика.
Кроме того, ПГВ уже запускала модификацию Т-72. МО и компания подписали соглашение в 2019 году о переоборудовании 230 ед. с опционом еще на 88. Основной целью этих проектов является восстановление полной эффективности. Все танки пройдут переоборудование и восстановят полную боеспособность. Процесс включает в себя установку новых пассивных прицельно-прицельных систем (что повысит возможность работы в ночное время и в сложных погодных условиях), цифровую связь семейства Thales и новые навигационные системы. Планируется, что отремонтированные танки с модификациями будут использоваться не менее 10 лет.
Великобритания также планирует в рамках Программы продления срока службы Challenger 2 модернизировать часть своего парка до стандарта Challenger 3, целью которой является сохранение этих танков на вооружении до 2035 года. Однако будущее этой программы пока не ясно. В дополнение к Challenger 2 министерство обороны Великобритании в настоящее время работает над тремя другими крупными проектами по закупке бронетехники британской армии – Ajax, Boxer и Warrior. Поскольку "Аякс" и "Боксер" связаны контрактными обязательствами, "Челленджер-2" и "Воин" будут наиболее уязвимыми программами.
Норвегия также ищет новые танки. В ноябре 2020 года министерство обороны страны определило южнокорейскую Черную пантеру К2 и немецкий Леопард 2А7 в качестве потенциальных решений для армии. Норвегия включила в шорт-лист двух кандидатов на будущее решение. Количество танков, стоимостная база и сроки проекта еще не определены, но представитель норвежского министерства обороны сказал, что новые танки заменят Leopard 2A4, которым уже более 30 лет. Эти платформы имеют недостатки, "когда речь идет о выполнении сегодняшних оперативных требований", отметил представитель, подчеркнув, что основной целью закупки новых танков является повышение боеспособности армии. Первоначально МО работало с норвежской армией, чтобы определить девять потенциальных концепций для улучшения парка. Министерство рассчитывает направить предложение о закупках в норвежский парламент для утверждения в 2021 году.
Франция и Германия в апреле 2020 года подписали два новых соглашения о разработке инновационной Основной наземной боевой системы. Программа направлена на замену французских Leclerc и немецких Leopard 2 к середине 2030-х годов в дополнение к повышению мобильности и защиты их парка и включению новейших инновационных возможностей в эти новые платформы.
Европейское оборонное агентство (EDA) также планирует осуществлять совместные программы. В ноябре 2020 года были рекомендованы совместные усилия по разработке нового общего МБТ (со вступлением в строй в середине 2030-х годов) или по модернизации существующих возможностей в краткосрочной перспективе в качестве промежуточного решения. Новая машина или модернизированная платформа должны будут учитывать аспекты C2, целеуказания, огневой мощи, мобильности, живучести и устойчивости.
Конфликт между Арменией и Азербайджаном высветил необходимость усиления защиты для того, чтобы противостоять БАС, ИСР и ударным возможностям дальнего действия. Это указывает на то, что активные системы защиты будут очень важны. Завтрашнее поле боя требует очень живучих машин. Будущее все еще требует платформы, которая очень мобильна и может пересекать очень сложную, сложную местность. Так что мобильность, огневая мощь и живучесть по-прежнему необходимы.
Танки должны быть оснащены возможностями С2, чтобы противостоять постоянным угрозам и избегать дружественного огня, в дополнение к БАС и роботизированным возможностям для дополнения своей защиты. Новые материалы и компоновки также, вероятно, уменьшат электромагнитную излучение. Логистика и ТОИР являются ключевыми факторами, которые следует учитывать при проектировании и закупках. По его мнению, цифровизация военных систем и связность станут ключевыми атрибутами будущего в дополнение к автоматизации. По большей части, однако, броневая защита и огневая мощь по-прежнему будут ключевыми потребностями, но нельзя упускать из виду тот факт, что танки требуют высокой степени и скорости обслуживания в полевых условиях.
В ближайшие годы страны, вероятно, будут наращивать усилия либо по закупке новых платформ, либо по модернизации своих флотов с целью оснащения своих сухопутных сил возможностями завтрашнего дня.
Танки. Танки. Танки. Кругом танки …
Что остановит?
Вертолеты!
В новых условиях задача вертолетов по борьбе с танками не снимается, а напротив, усложняется. Готовится к войне с танками нужно на новом уровне…