29 августа 2012 г. губернатор Московской области Сергей Шойгу посетил Национальный центр вертолетостроения. В самом посещении – ничего удивительного. Томилино – субъект Московской области. Тем более что у Шойгу давняя «любовь» к вертолетам. Во время руководства министерством «с нуля» была создана вертолетная служба МЧС. Правда, начиналась она с западных ВО105/ВК117, которые открыли «форточку», куда «залетел» Eurocopter и расположился, как дома. Отношения наших вертолетостроителей с энергичным министром всегда были особенными, вплоть до «заигрывания», когда Ка-226 «Серегой» назвали. Не помогло. С тех пор много воды утекло. Министр стал губернатором. «Бошки» практически не летают. Вертолетостроители поднялись с колен. А всемирно известная фирма ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» (в народе МВЗ) не только сменила 4-х этажный комплекс в Сокольниках на высотку с ухоженной территорией в Панках, но и превратилась в неизвестный Национальный центр вертолетостроения. Разительные перемены – результат успехов на рынке, которые не заметить невозможно. Новый губернатор остро чувствует ситуацию и активно отстаивает интересы области. Поэтому визит на вертолетостроительное предприятие, которое на ходу, не протокол и не дань моде, а гораздо более серьезное мероприятие. Губернатор провел совещание о создании в области Авиационного центра, основной задачей которого должна стать координация вертолетных сил и средств, необходимых для реагирования на чрезвычайные ситуации (по аналогии с Московским авиационным центром). На мой взгляд, это серьезный повод задуматься о современной роли и месте МВЗ в общей системе вертолетных координат (разработка, сертификация, организация производства…).
МВЗ – это глыба, мощный организм по разработке, опытному производству и сопровождению эксплуатации, модернизации, ремонта, продления ресурса… миллионы запасных частей и средств обслуживания, миллиарды листов документации, терабайты информации, и с каждым из них вертолетостроители связаны бесчисленными нитями, словно паутиной. Огромная вертолетная вселенная со своей историей, традициями, опытом. С первого января тысячи вертолетов марки «Ми» от полюса до полюса ежедневно поднимаются в небо, чтобы до конца года налетать более полумиллиона часов. Итак, год за годом, в течение полувека. Фирма Миля не только несет «золотые яйца», но и определяет погоду мирового вертолетного хозяйства. Проблемы на МВЗ – штормит весь мир вертолетов и наоборот. МВЗ – это сплетение федеральных, региональных, корпоративных и вплоть до личных интересов. Избежать пересечения интересов невозможно. Но МВЗ – это не переходящий приз. Вместо того чтобы «тянуть одеяло на себя», всем нужно разобраться, что первично в нашем вертолетном хозяйстве. С чего начинаются вертолеты в России? С «чистого экрана» компьютера конструктора, технолога, испытателя МВЗ! Вертолетные технологии мертвы без живых носителей. Когда сможем это окончательно понять, сможем двигаться дальше: от раздела интересов к мотивации развития. МВЗ – это живой организм, центр вертолетной вселенной по имени «Ми», требующий постоянного обновления и развития.
Еще пару слов. Думаю, что несколько поколений милевцев своим бескорыстным трудом заслужили, чтобы на входе в Национальный центр вертолетостроения висела красивая доска «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля». И последнее, давно пора исправить ошибку в названии центра на английском языке.