Сегодня поговорим о «лишних» вертолетах.
Пандемия внесла серьезные коррективы в использование вертолетов, а снижение цен на энергоносители лишь усугубило ситуацию. Сократился налет, сократилось количество летающих вертолетов. Снизилась интенсивность использования, увеличились простои на земле. Более половины вертолетного парка «на приколе» (на хранении). Цель – сохранить способности изделий выполнять требуемые функции в течение и после хранения. Сохранение – хорошо, но, к сожалению, не безгранично, есть временные и финансовые рамки.
На фоне сокращения доходов появились ощутимые дополнительные расходы. Операторы вертолетов оказались в сложном экономическом положении. Расходы на организацию и работы по длительному хранению. Плюс расходы на амортизацию. Законы природы никто не отменял (старение резины, окисление металлов, потемнение остекления). Хранение «съедает» сроки службы. Усложнились процедуры продления ресурсов и сроков службы из-за неприбытия специалистов. Наряду с амортизацией появляются дополнительные расходы, связанные с хранением. Разграбление «слонов» (использование нелетающих вертолетов в качестве складов запасных частей и т.п.). Одновременно со снижением интенсивности применения теряется квалификация и появляются ошибки летного и технического состава. Одним словом, хранение «излишков» совсем не безоблачно. После продолжительного хранения потребуется не менее длительный период и расходы на восстановление летной годности и утерянных навыков. За «простой» придется расплачиваться. Встанет вопрос о сохранении компаний, реструктуризации, формировании новых целевых задач и способов их достижения.
И последнее, «лишние» вертолеты, подрывая спрос на новые изделия, наносят удар по вертолетостроению в целом …