helimen (helimen) wrote,
helimen
helimen

Category:

МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ. 10 ЛЕТ КАТАСТРОФЕ КА-32С РЯДОМ С «ЛУННОЙ ПОЛЯНОЙ»


В конце сентября исполнилось десять лет, как в Краснодарском крае при выполнении погрузочно-разгрузочных работ рядом с площадкой «Лунная Поляна», расположенной у подножия горы Фишт, г. Сочи произошла катастрофа вертолета Ка-32С RA-31584, в которой два члена экипажа погибли, третий – травмирован.
В заключении окончательного отчета по результатам расследования происшествия читаем:
Причиной катастрофы вертолета явилось практически одновременное самовыключение двигателей, что привело к энергичному снижению ВС и столкновению со склоном горы. Выключение двигателей произошло из-за раскрутки оборотов несущего винта (НВ) выше допустимых значений…
Традиционно мой первый вопрос, что делали с двигателями?
Левый двигатель. 11 августа 2010 года на сочинской линейной станции была произведена замена левого двигателя и главного редуктора (установлен б/у двигатель). Опробование силовой установки после замены выполнено не в полном объеме; проверка максимальной частоты вращения ротора турбокомпрессора с максимальным взлетным весом или на взлетном режиме с загрузочными шайбами на лопастях НВ (ввиду их отсутствия на станции) не проводилась.
Правый двигатель. Наработка с начала эксплуатации правого двигателя ТВ3-117ВМА – 4213 часов. Остаток ресурса – 34 часа! Это менее 1%!

Попробуем построить алгоритм развития катастрофической ситуации.
После отцепки бадьи с водой вертолет набирает высоту порядка 70 м и начинает движение в сторону вертолетной площадки.

В этот момент происходит разрушение внешнего горизонтального валика привода регулятора частоты вращения свободной турбины правого двигателя.
За 40-лет эксплуатации ТВ3-117 летопись отказов/повреждений внешних горизонтальных валиков (ВГВ) «обросла бородой». ВГВ – это эффективно летающий конструктивно-производственный недостаток.
Производство:
- наиболее вероятной причиной разрушения проволок наружного слоя горизонтального валика является некачественное выполнение заделки в передний наконечник на заводе-изготовите. ОАО «МОТОР СИЧ» не согласился с данным выводом… И, тем не менее, случаи разрушения продолжают иметь место и носят повторяющийся характер.
Исходя из статистики (ОАО «218 АРЗ» и ОАО «УЗГА») более 50% ВГВ отбраковываются по углу скручиванию при выполнении ремонта двигателей ТВ3-117, не отрабатывая установленный назначенный ресурс 4500 часов.
Ремонт:
Из материалов Дела ремонта правого двигателя указано:
- установлен ВГВ с другого двигателя с наработкой 708 часов;
-  отсутствует контрольная карта о выполнении ремонта замера угла скручивания установленного ВГВ.
Установили б/у ВГВ, а замер?
Эксплуатация:
- отсутствуют записи о выполнении о выполнении регламентных работ (проверка состояния ВГВ) через каждые 600 часов наработки;
- специалисты ИАС не в полной мере подготовлены к проведению контроля технического состояния ВГВ.
Вывод комиссии: Техническая эксплуатация и ремонт ВС не в полной мере соответствовали установленным требованиям.
Знаем, что ВГВ обладает конструктивно-производственными недостатками и не смогли предотвратить разрушение.

Начинается раскрутка оборотов НВ
Отсутствие сигнализации об отказе привода регулятора частоты вращения свободной турбины

Золотник аварийного отключения синхронизатора мощности левого двигателя (который установили в августе) не срабатывает
Нарушение работоспособности золотника вызвано отсутствием его свободного перемещения во втулке из-за наличия посторонних частиц на рабочих поверхностях насоса регулятора вследствие работы на загрязненном топливе.
Внутренние полости агрегатов НР-3ВМА значительно загрязнены, на деталях прецизионных пар имеются многочисленные риски и посторонние частицы.

Скорость развития аварийной ситуации нарастает

У КВС нет возможности (отсутствие сигнализации) своевременно определить раскрутку оборотов НВ и принять соответствующие меры для предупреждения выключения двигателей

Штатное срабатывание автомата защиты свободных турбин обоих двигателей. Двигатели выключаются

Выполнение посадки на авторотации невозможно. Падение

После падения возникает пожар (опять возгорание).
Силами рабочих, находящихся на площадке, второй пилот эвакуирован из кабины экипажа.
КВС и бортмеханик зажаты в кабине элементами конструкции вертолета.
Из-за быстрого распространения огня спасти их не удается.

Люди были живы…

По материалам Отчета из-за отказа регуляторов частоты вращения свободной турбины семейства НР-3 на вертолетах соосной схемы фирмы КАМОВ произошло 3 АП. Две аварии (12.09.1991 и 22.07.1996) и катастрофа (12.09.1988) .
По результатам расследования катастрофы было принято решение выработки Методики проверки работоспособности золотника аварийного отключения синхронизатора мощности. Стартовавшая проверка работоспособности показала достаточно высокий уровень «брака» золотников.
К сожалению, конструкция насоса-регулятора устроена таким образом, что не позволяет восстановить работоспособность/заменить золотник без замены самого агрегата НР-3. Беда в том, что темпы производства НР-ов малы, не более «дюжины в год».
Мал золотник, да очень дорог!
Tags: золотник, ка32с, катастрофа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments