
Сегодня мы завершаем подведение итогов 2019. Вы скажите, уже 2020-й заканчивается, а тут прошлогодние итоги вспомнили. Ответ простой – необходимость зафиксировать некоторые результаты использования вертолетов. Сразу должен оговориться, к сожалению, абсолютные цифры «гуляют» и, тем не менее, при желании можно разглядеть интересные, на мой взгляд, тренды.
Итак, количество летающих, удельный вес, «исправность» и налет на летающий вертолет РФ в 2019 году представлены в таблице.
Вертолеты | Количество летающих Nл |
Удельный вес Nл/Nл.сум, % |
Летная годность Кл=Nл/Nр | Налет на один летающий, ч/год Т1=Т/Nл |
Ми-2 | 39 | 3,4% | 0,1 | 213 |
Ми-8Т | 462 | 40,8% | 0,56 | 426 |
Ми-8АМТ/Ми-8МТВ-1/171 | 354 | 30,7% | 0,83 | 363 |
Ми-26 | 17 | 1,5% | 0,25 | 419 |
Вертолеты Ми | 872 | 77% | 0,504 | 381 |
Ка-226 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Ка-26 | 1 | 1 | 0,03 | н.д. |
Ка-32 | 22 | 1,9% | 0,52 | 149 |
Вертолеты Ка | 23 | 2% | 0,3 | 149 |
Ансат (КВЗ) | 28 | 2,5% | 0,88 | 195 |
Вертолеты РФ | 924 | 81,7% | 0,5 | 378 |
AS350 | 32 | 2,8% | 0,87 | 350 |
AS355 | 9 | 0,45 | 450 | |
BK117 | 9 | 0,75 | 238 | |
BO105 | 0 | 0 | 0 | 0 |
EC120 | 3 | 0,12 | 180 | |
EC130 | 3 | 0,13 | 22 | |
EC135 | 9 | 0,53 | 275 | |
EC155 | 6 | 6 | 1,0 | 60 |
Airbus | 71 | 6,3% | 0,37 | 293 |
AW119 | 4 | 0,57 | н.д. | |
AW109 | 7 | 0,78 | 42 | |
AW139 | 24 | 2,1% | 0,86 | 28 |
AW189 | 4 | 0,36 | 171 | |
Leonardo | 39 | 3,4% | 0,71 | 47 |
B206 | 3 | 0,23 | 108 | |
B407 | 7 | 0,21 | 31 | |
B427 | 0 | 0 | 0 | 0 |
B429 | 16 | 1,4% | 0,84 | 23 |
B430 | 3 | 0,75 | 84 | |
Bell | 29 | 2,6% | 0,80 | 40 |
R44 | 50 | 4,4% | 0,15 | 264 |
R66 | 18 | 1,6% | 0,16 | 357 |
Robinson | 68 | 6% | 0,15 | 289 |
Иномарки | 207 | 18,3% | 0,27 | 209 |
Всего | 1131 | 100% | 0,43 | 347 |
Зеленый цветом выделены Кл более 0,75 и Т1 - не менее 350 часов в год («рабочие лошадки»). Желтым – Кл не более 0,25 и Т1 менее 50 часов в год («слоны»).
Обратите внимание, летная годность (исправность): Вертолеты Ми – 50%; Ка – 30%; «Ансат» (КВЗ) – 87,5%; Airbus – 37,2%; Leonardo – 71%; Bell – 80% При достаточно высокой летной годности последних, интенсивность использования низкая. «Слоны» больше стоят, чем летают. Если посмотреть по типам вертолетов становится ясно, что доля летающих выше у «новых» вертолетов, чем «старых». Особенно четко это видно, на примере «восьмерок» - Ми-8Т (0,56) против Ми-8АМТ/МТВ-1/171 (0,83). При низком уровне летной годности старенькие «восьмерки» использовались более интенсивно, чем новое поколение. Удивительно. В конце второго десятилетия 21 века половину всего налета вертолетного парка России приносит вертолет, совершивший первый полет почти 60 лет назад! К новым также можно отнести: «Ансат» (0,88), ЕС155 (1,0), AW139 (0,86), B429 (0,84) и т.д. В оправдание нужно сказать, что работа по «вызовам» всегда будет иметь меньше налет, а следовательно, и интенсивность использования. Специфика ниши применения ограничивает возможности (см. Ка-32 – всего 149 ч. в год или менее 3 ч. в неделю на вертолет).
Почему исправные вертолеты летают меньше? Первое, что приходит голову, низкий спрос (стоимость летного часа новых Ми-8 вдвое выше, чем старых). Исключение (из правил) – Ми-26, при «заоблачной» стоимости летного часа – по интенсивности опередили даже Ми-8АМТ/МТВ-1/171, правда летали всего 17(!) Ми-26-х. Наши «Робики» демонстрируют невысокий уровень;R44 (0,15), R66 (0,16) – летал лишь «каждый 7-й». К сожалению, и падал – «каждый 7-й» (см. потери за 10 лет). Вызывает опасения за будущее программ, которые вообще не летали, куда среди «старичков» Ка-26, ВО105, Bell427, «затесался» много обещавший Ка-226…
Пару слов о сертификации, после годичного перерыва в 2019 году АР ФАВТ выдал три сертификата типа на иностранные вертолеты: AW109/119 (FATA-01032R), ВК-117 (FATA-01052R) и новый B505 (FATA-01014R). Интересно будет понаблюдать за продвижением новобранца. На этой bell («колокольной») ноте и завершим подводить наши итоги 2019. 2020-й станет годом новой реальности. Какой она будет эта новая реальность узнаем через год.
(по материалам ФАВТ, АВИ и АвиаПОРТ)