
Ежегодно у нас появляется очередная вертолетная модификация. Общественность не успевает за новоиспеченными обозначениями. Ми-8АМТ, Ми-8АМТШ, Ми-8АМТШ-В, Ми-8АМТШ-ВА, Ми-8АМТШ-ВН, Ми-8МТ, Ми-8МТВ-1, Ми-8МТВ-2, Ми-8МТВ-3, Ми-8МТВ-5-1, Ми-171А, Ми-171Е, Ми-17-1В, Ми-17В-5, Ми-172 или Ми-28Н, Ми-28НЭ, Ми-28УБ, Ми-28НМ, Ми-26Т, Ми-26ТС, Ми-26Т2В, Ка-32А11ВС или VRT500 и т.п. И этот процесс не останавливается «ни на минуту». «Модели» сменяют друг друга. Обозначения растут, как на дрожжах. Цифровая АБВГДка чем-то напоминает винегрет, когда из набора букв и цифр получается то, что получается. Кто во что горазд. Авторам кажется, чем больше буквОцифр, тем больше новизна, тем больше скрытого смысла. Однако особого смысла не ищите (сиюминутные решения), не говоря уже о единой системе обозначений, которой нет. За этими наборами ничего особенного не скрывается. Здесь невозможно однозначно разглядеть типы, модификации, исполнения или комплектации. Обозначения стали напоминать компьютерные пароли (чем больше букв и цифр, тем труднее разобраться). «Запаролились». Любители и специалисты сбились с ног, разгадывая эти ребусы. Кто ясно мыслит, тот понятно обозначает. «Путаница» – показатель неспособности к систематизации.
И на «десерт», западные конкуренты, на которых так любят оглядываться наши вертолетные «специалисты», не боятся менять обозначения вертолетов, приводя к простой и понятной системе. Самый свежий пример, вертолеты Airbus Helicopter, получившие четкие и короткие обозначения: Н125, Н130, Н135, H145 и далее…
Но это совсем не значит, что нужно слепо копировать.