helimen (helimen) wrote,
helimen
helimen

Categories:

ЭКСКЛЮЗИВ. "ВЕРТОЛЕТНЫЙ РЫНОК ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ COVID-19"

dig4-3.gifСегодня специалисты ищут ответы на один единственный вопрос, как пандемия коронавируса повлияет на вертолетный рынок. «Вертолетные заметки» предлагают вашему вниманию основные тезисы Прогноза COVID-19 And Rotorcraft. Better Than Most Other Segment, подготовленного Teal Group (автор Ричард Абулафия). Итак, экспертные оценки мирового рынка вертолетов из «первых рук».
1. Мировой рынок вертолетов после подъемов достиг «дна».

Нижняя точка по количеству вертолетов 1030 вертолетов (в 2020 г), а по стоимости – замер на отметке 16 млрд долларов. Подъем может последовать в 2022-2023 гг., однако он не достигнет прежних рекордных высот и продлится до 2027 года, после чего наступит очередной спад.     
Исходные позиции. Хорошие и плохие годы

Поставки 2019 года (в ценах 2020 г.) CAGR CAGR CAGR изменение
годы 2003-2008 2008-2014 2014-2018 2018-2019
Гражданские вертолеты
(3,9 млрд. долл.)
18,5% -2,5% -7,4% -6,6%
Военные вертолеты
(13,3 млрд. долл.)
10,6% 9,6% -11,8% 16,9%
Примечание CAGR – совокупный среднегодовой темп роста.
В 2019 году мировой рынок гражданской авиации составил 133,8 млрд. долларов (доля вертолетов 2,9%), а рынок военной авиации соответственно – 45,5 млрд. долларов (29,2%), в целом авиационный рынок в 2019 году составил 179,3 млрд. долларов (9,59%).
Вертолеты занимают почти 10% авиационного рынка, при этом если доля гражданских вертолетов всего 2,9%, то военных на порядок выше 29,2%. Соотношение гражданских и военных столь велико 1:3,41 (22,7% и 77,2%), что приходится разделить.
Сегмент военных вертолетов после спада 2014-2018 гг. минус 11,8% сумел восстановиться и в 2018-2019 гг. прибавил 16,9%, чуть лучше всей военной авиации (16,6%). Сектор нефтегазовых вертолетов снова разогрелся даже до возвращения цен на энергоносители. Гражданский рынок после 2003-2008 гг. продолжает падение в 2014-2018гг. минус 7,4%, в 2018-2019 минус 6,6% снижение замедлилось, и в целом лучше, чем по гражданской авиации (минус 7,6%).
Военный рынок. На военном рынке (США) ожидается падение с уровня 7,5 млрд долларов в 2019 г. до 5 млрд долларов в 2029 г. Рынок военных вертолетов (без США) будет колебаться в диапазоне 4-6 млрд долларов.
Стоимость военных вертолетов США, включая экспорт, после максимума в 12,3 млрд долларов в 2014 году, будет постепенно, планомерно снижаться до 5,8 млрд долларов в 2028 г., несмотря на запуск программы FARA.
Картина европейских военных вертолетов (без США) повторяет пик США – 4,6 млрд долларов в 2014 г. и снижается до 2,2 млрд. долларов в 2020 г., но далее колеблется в рамках от 2,5 в 2023 г до 2.0 в 2028 г.
Программа H-60 отражение раздвоения Пентагона (UH/HH-60; 1375 UH/HH60M + 760 UH-60V + 0 UH-60A). Продолжатся закупки Н-60 в минимальном количестве и переоснащение в UH-60V (с расчетом продолжения срока службы на 20 лет). Считается, что количество МН-60 достаточно. Нехватка будет ощущаться в 2030 г (FVL более предпочтительно, чем приобретение новых «Ястребов»). Поставки Н-60, которые падали с 210 шт. (2011 г.) до 150 (2018г.), затем до 100 в (2019 г.), поднимутся до 120 в 2022-2023 гг. и далее постепенно снизятся до 80 (к 2028 г.).
Гражданский рынок. После провала 2019-2022 гг. гражданский рынок после 2022 будет начнет постепенно восстанавливаться и выйдет с 3 млрд на уровень 4,5-5 млрд долларов.


Стоимость гражданских вертолетов упала до 2,1 млрд долларов будет восстанавливаться в зависимости от цен на энергоносители до 2,9 млрд долларов. 
Стоимость «больших» вертолетов снизится ниже 1 млрд долларов и восстановится до 1,9 млрд долларов в 2029 г.
Рынок поставок преобразуемых аппаратов по замечанию авторов Отчета больше напоминает «горные вершины» (то вверх, то вниз), поднимутся с 15 млрд. долларов в 2019 г. с вершинами в 18 млрд. долларов в 2023 г и в 17,5 млрд. долларов через два года в 2025 г и скатится вниз до 16 млрд к 2028 г. с вытеснением с рынка V-22 и AW609. И, тем не менее, преобразуемые остаются «лакомым куском пирога» - 1 млрд долларов (к 2028 г).   
Легкие поршневые и газотурбинные вертолеты.



После колебаний сегмента в районе 410-420 млн долларов в 2012-2013 гг. последовал спад до 270-280 млн долларов (2014-2015 гг.), затем еще один спад до 230 млн долларов (2016 г.). В 2018 г. небольшой подъем до 340 млн долларов и падение 270 млн долларов (2019 г.) с равными долями Robinson и Bell по 120 млн долларов. Остальные поделят 30 млн долларов. На этом фоне бросается в глаза уход Airbus. Рынок легких поршневых и газотурбинных вертолетов напоминает «спуск с горы», словно спешит освободить место для беспилотников. 
Если гражданский рынок в 2020-2021 гг. продемонстрирует высокие риски (спад минус 9%), военный рынок, напротив, менее рискованный – вселяет надежды (+3%). В целом возвращение откладывается до 2023 г.

Раздел рынка
Как вертолетостроители поделят рынок следующего десятилетия


Практически все ведущие вертолетостроители сделают шаг назад, кто больше, кто меньше. И только Leonardo эксперты прочат серьезный шаг вперед. Благодаря этому Европа сохранит свою долю 34,8%, США, напротив, сдадут свои позиции с 97,2 до 88,6%. В этой ситуации подвисает Bell. Останутся ли три производителя вертолетов в США или будет два, покажет время.
Кому достанутся эти 8-9? Несколько лет назад наши эксперты предсказывали 15%-ю долю на рынке. И обижались на замечание, что это не реально. Сегодня речь идет о менее десятой доли рынка следующего десятилетия. Мы выпали из пяти ведущих вертолетостроителей мира. Теперь дежурная фраза «один из лидеров мирового вертолетостроения» звучит не столь убедительно. За попадание в «пятерку» еще нужно побороться.
И последнее, это всего лишь прогноз, пусть и самых ведущих мировых экспертов.
Tags: covid19, абулафия, пандемия, прогнозы, рынок
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments