
1. Мировой рынок вертолетов после подъемов достиг «дна».

Нижняя точка по количеству вертолетов 1030 вертолетов (в 2020 г), а по стоимости – замер на отметке 16 млрд долларов. Подъем может последовать в 2022-2023 гг., однако он не достигнет прежних рекордных высот и продлится до 2027 года, после чего наступит очередной спад.
Исходные позиции. Хорошие и плохие годы
Поставки 2019 года (в ценах 2020 г.) | CAGR | CAGR | CAGR | изменение |
годы | 2003-2008 | 2008-2014 | 2014-2018 | 2018-2019 |
Гражданские вертолеты (3,9 млрд. долл.) |
18,5% | -2,5% | -7,4% | -6,6% |
Военные вертолеты (13,3 млрд. долл.) |
10,6% | 9,6% | -11,8% | 16,9% |
В 2019 году мировой рынок гражданской авиации составил 133,8 млрд. долларов (доля вертолетов 2,9%), а рынок военной авиации соответственно – 45,5 млрд. долларов (29,2%), в целом авиационный рынок в 2019 году составил 179,3 млрд. долларов (9,59%).
Вертолеты занимают почти 10% авиационного рынка, при этом если доля гражданских вертолетов всего 2,9%, то военных на порядок выше 29,2%. Соотношение гражданских и военных столь велико 1:3,41 (22,7% и 77,2%), что приходится разделить.
Сегмент военных вертолетов после спада 2014-2018 гг. минус 11,8% сумел восстановиться и в 2018-2019 гг. прибавил 16,9%, чуть лучше всей военной авиации (16,6%). Сектор нефтегазовых вертолетов снова разогрелся даже до возвращения цен на энергоносители. Гражданский рынок после 2003-2008 гг. продолжает падение в 2014-2018гг. минус 7,4%, в 2018-2019 минус 6,6% снижение замедлилось, и в целом лучше, чем по гражданской авиации (минус 7,6%).
Военный рынок. На военном рынке (США) ожидается падение с уровня 7,5 млрд долларов в 2019 г. до 5 млрд долларов в 2029 г. Рынок военных вертолетов (без США) будет колебаться в диапазоне 4-6 млрд долларов.
Стоимость военных вертолетов США, включая экспорт, после максимума в 12,3 млрд долларов в 2014 году, будет постепенно, планомерно снижаться до 5,8 млрд долларов в 2028 г., несмотря на запуск программы FARA.
Картина европейских военных вертолетов (без США) повторяет пик США – 4,6 млрд долларов в 2014 г. и снижается до 2,2 млрд. долларов в 2020 г., но далее колеблется в рамках от 2,5 в 2023 г до 2.0 в 2028 г.
Программа H-60 отражение раздвоения Пентагона (UH/HH-60; 1375 UH/HH60M + 760 UH-60V + 0 UH-60A). Продолжатся закупки Н-60 в минимальном количестве и переоснащение в UH-60V (с расчетом продолжения срока службы на 20 лет). Считается, что количество МН-60 достаточно. Нехватка будет ощущаться в 2030 г (FVL более предпочтительно, чем приобретение новых «Ястребов»). Поставки Н-60, которые падали с 210 шт. (2011 г.) до 150 (2018г.), затем до 100 в (2019 г.), поднимутся до 120 в 2022-2023 гг. и далее постепенно снизятся до 80 (к 2028 г.).
Гражданский рынок. После провала 2019-2022 гг. гражданский рынок после 2022 будет начнет постепенно восстанавливаться и выйдет с 3 млрд на уровень 4,5-5 млрд долларов.

Стоимость гражданских вертолетов упала до 2,1 млрд долларов будет восстанавливаться в зависимости от цен на энергоносители до 2,9 млрд долларов.
Стоимость «больших» вертолетов снизится ниже 1 млрд долларов и восстановится до 1,9 млрд долларов в 2029 г.
Рынок поставок преобразуемых аппаратов по замечанию авторов Отчета больше напоминает «горные вершины» (то вверх, то вниз), поднимутся с 15 млрд. долларов в 2019 г. с вершинами в 18 млрд. долларов в 2023 г и в 17,5 млрд. долларов через два года в 2025 г и скатится вниз до 16 млрд к 2028 г. с вытеснением с рынка V-22 и AW609. И, тем не менее, преобразуемые остаются «лакомым куском пирога» - 1 млрд долларов (к 2028 г).
Легкие поршневые и газотурбинные вертолеты.

После колебаний сегмента в районе 410-420 млн долларов в 2012-2013 гг. последовал спад до 270-280 млн долларов (2014-2015 гг.), затем еще один спад до 230 млн долларов (2016 г.). В 2018 г. небольшой подъем до 340 млн долларов и падение 270 млн долларов (2019 г.) с равными долями Robinson и Bell по 120 млн долларов. Остальные поделят 30 млн долларов. На этом фоне бросается в глаза уход Airbus. Рынок легких поршневых и газотурбинных вертолетов напоминает «спуск с горы», словно спешит освободить место для беспилотников.
Если гражданский рынок в 2020-2021 гг. продемонстрирует высокие риски (спад минус 9%), военный рынок, напротив, менее рискованный – вселяет надежды (+3%). В целом возвращение откладывается до 2023 г.
Раздел рынка
Как вертолетостроители поделят рынок следующего десятилетия

Практически все ведущие вертолетостроители сделают шаг назад, кто больше, кто меньше. И только Leonardo эксперты прочат серьезный шаг вперед. Благодаря этому Европа сохранит свою долю 34,8%, США, напротив, сдадут свои позиции с 97,2 до 88,6%. В этой ситуации подвисает Bell. Останутся ли три производителя вертолетов в США или будет два, покажет время.
Кому достанутся эти 8-9? Несколько лет назад наши эксперты предсказывали 15%-ю долю на рынке. И обижались на замечание, что это не реально. Сегодня речь идет о менее десятой доли рынка следующего десятилетия. Мы выпали из пяти ведущих вертолетостроителей мира. Теперь дежурная фраза «один из лидеров мирового вертолетостроения» звучит не столь убедительно. За попадание в «пятерку» еще нужно побороться.
И последнее, это всего лишь прогноз, пусть и самых ведущих мировых экспертов.