
В последнее время на разных уровнях много говорят о переходе на выпуск гражданской продукции. У вертолетостроителей – этот переход с перекосом от граждан к чиновникам. Разгул аппетита заказчиков превратил производителей в «мастеров салонных дел». Мы неоднократно писали об увлечении винтокрылыми салонами. Вертолет еще серийно не выпускается, а уже почти десяток вариантов салонов. В погоне «лучше, чем у соседа» фантазии зашкаливают. Не найдете двух похожих. И для каждого требуется разработка своего комплекта и конструкторской, и эксплуатационной документации, проведение испытаний, сертификация … На чьи деньги разрабатываются, изготавливаются и эксплуатируются эксклюзивные «игрушки»? Бюджетные. Малосерийное салонное производство – это тупик. Салоны мало летают, сложно обслуживаются, еще сложнее ремонтируются и модернизируются, поэтому не способны давать импульсы для развития программы… Сомневаюсь, что вам повезет полетать на вертолете с мраморными столешницами и вазочками для икры.
Гражданская винтокрылая продукция – это продукция для всех, а не только для высоких «чиновников».