helimen (helimen) wrote,
helimen
helimen

КАК ПОБЕДИТЬ АВАРИЙНОСТЬ ВЕРТОЛЕТОВ

600

Сегодня на борьбу с аварийностью вертолетов мир бросил самые серьезные силы и средства. Проделана огромная работа, выявлены причины аварийности и намечены пути выхода из кризиса. Все вроде бы по уму. Только одна мысль не дает покоя. Все анализы аварийности построены на обработке статистических данных (что уже случилось), т.е. статики. Однако любое авиационное происшествие, как говаривали старики, начинается на земле задолго до факта своего свершения.  Как правило, летчик идет к своей ошибке (иногда) годами, да и конструктивное несовершенство (часто) годами не исправляется. На мой взгляд, любая ошибка (человеческая, конструктивная, организационная…) – это постепенное накопление критической массы, которая может рвануть, а может и не рвануть. Ошибка – это результат, а не первоисточник. Путь к ошибке – это динамика. Значит, бороться нужно с процессами аварийности, а не фактами. Даже такие вертолетные асы, как Евгений Ларюшин и Борис Воробьев, шли к «ошибке» не один день. Вы думаете, им не говорили. Говорили. Вы думаете, им не могли «дать информацию» о близости схождения лопастей. Могли. Был шанс не допустить. Не получилось…  

Спустя много лет могу сказать, что из полсотни экипажей, прибывавших в полк в Афганистане на очередную замену, находясь внутри коллектива, можно было (с большой долей вероятности) предсказать, кто разобьется. Все летчики делятся на три категории: «зеленые», которые ничего не умеют и ни в чем не уверены; «середняки», которые все умеют, но не уверены, что уже все умеют; «асы» – умеют все, но слишком уверены, что все умеют. Бьются, в основном, из 1-й и 3-й категорий. А самые надежные – 2-я категория (для полка – это, в основном, уровень командира звена или  замкомандира эскадрильи). И, тем не менее, всем нужен коллективный батя (или отец, кому как нравится), который не только научит одних, но и сумеет остановить других. Научит думать, строить логическую цепь и не оставлять  ни один вопрос без ответа, ни одну задачку – нерешенной.

С чего начинается летчик? С взгляда! Если хочешь знать, чем закончится полет, посмотри в глаза своему пилоту (или послушай, как он говорит). На днях возвращался в Москву на самолете компании «Трансаэро» рейсом UN368. Командир экипажа на двух языках бодренько докладывал о высоте и скорости, пролете  Киева… А когда безуспешно покрутились над Домодедово, голос командира вдруг запнулся: П-Принял решение уйти на запасной… И  стало ясно, кто есть кто…        

На мой взгляд, международная команда по борьбе с аварийностью вертолетов выбрала технократический путь решения проблемы. Однако наряду с технократами, должен быть путь человеческий. Человеческие ошибки невозможно изжить только технически, без участия самого Человека. Кроме того, упор на технику ведет к удорожанию решения проблемы и превращает сам процесс в некий вид «интеллектуального мошенничества». Когда находится задача, под которую постоянно вливаются средства, а решение не приближается. И только «умные головы» кормят всех обещаниями скорейшего разрешения проблемы. Мне кажется, что наши старики знали ответ на вопрос, как остановить аварийность вертолетов, но они оказались не нужны, нужны прожекты…

Вместо заключения. Когда задают вопрос, как победить, я всегда вспоминаю этот удивительный фильм: «В чем сила, брат? Сила – в правде»! Сила вертолетчиков – в уважении к летному делу, к профессионализму, к человеку. А самая главная сила? Главная – в любви к вертолетчикам. Не дергайте понапрасну запретами и циркулярами. Не переводите «росчерком пера» училища. Пусть у них будут самые красивые «сызранские – саратовские» жены, рождаются самые любимые детки. И тогда они никогда не разобьются. Без любви аварийность не победить.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments