?

Log in

No account? Create an account

helimen


Вертолетные заметки Евгения Матвеева


Previous Entry Share Next Entry
ВЕРТФЛОТ
helimen


Очередные заявления о «старости и несбалансированности» вертолетного парка (мне больше нравится – Флот) РФ, сделанные в ходе выставки HeliRussia#2012, заставляют вернуться к переосмыслению состояния нашего вертолетного хозяйства. К сожалению, специалисты порой пытаются сделать далеко идущие выводы, на основании нескольких цифр (взлетной массы, количества, возраста …). Однако флот вертолетов – гораздо более сложное явление, чем ранжированное по двум-трем параметрам, вырванным из контекста. Это отражение всей нашей жизни, начиная с наследия советского вертолетостроения, которое складывалось десятками лет (вертолет – «долгоиграющая» продукция; перекос в сторону военных вертушек), до «особых» российских условий (низкий уровень доходов населения, суровый климат, запредельно низкие и высокие температуры наружного воздуха, обледенение, море, отдаленность, отсутствие развитой аэродромной сети, необходимость без ангарного хранения…).

Что касается возраста и структуры, старение – объективная тенденция мирового парка вертолетов. К сожалению, никто не знает, предельного возраста. Оценки «старости» постоянно смещаются. Мы уже приближаем к полувековой отметке. В этом немалая заслуга наших разработчиков-производителей (кстати, у нас есть чему поучиться). Структура. Если возраст – компромисс безопасности, эффективности, экономичности, экологии, то структура парка определяется нуждами экономики и потребностями населения. «Смещение» в сторону больших масс вполне объяснимо. Парадокс заключается в том, что интенсивность применения  «стареньких» Ми-8Т остается в три раза выше, чем «новеньких» иномарок. Мы не в Австралии, чьи фермеры пасут бесчисленные стада на огромных территориях на поршневых вертушках Robinson. И не в Бразилии, где весь вертолетный парк сосредоточен в трех городах. В стране, где треть территории расположена за Полярным кругом, «много на кабриолете не наездишь». Наши «восьмерки», составляющие основу парка, эффективно и безопасно работают в широком диапазоне температур (от минус 50 до плюс 50 °С). Потому что сложилась устойчивая система эксплуатации и передачи опыта и знаний с достаточным количеством подготовленного летно-технического состава, документации и средств наземного обслуживания, включая запасные части. Когда легче и дешевле найти запасную часть, если построено тысячи вертолетов или сто? Ответ очевиден. Итак, состояние флота определяется не только численностью и сроком службы, но и интенсивностью, безопасностью и качеством применения, уровнем комфорта и заботой об окружающих. Это не только вертолетная техника, а баланс всей системы эксплуатации, включая уровень сервиса, логистики, обучения…  

Конечно, жизнь не стоит на месте, содержание парка меняется. В последние годы наша система замедлила свой ход, превратилась в неповоротливый механизм, в котором не оказалось места для легких машин. К сожалению, интегрированные структуры с дублированием функций лишь добавили неповоротливости и подняли цены. В отличие от нас соседи (Казахстан, Украина) не только сумели пройти подводные камни, но и включились в борьбу за свою долю рынка бывшего СССР. Более того,  «легендарная» Ми-8 начинает постепенно уступать свои позиции. И это сразу почувствовали конкуренты. Нас стали «пугать» наступлением иностранных вертолетов. Прозападные голоса  не хотят видеть ни низкого налета, ни высокой аварийности. Иномарки останутся в России «вертолетами выходного дня». Пока распространение легких вертушек будет сдерживаться платежеспособностью населения, развитие российского флота будет определяться добычей природных ресурсов. Здесь музыку заказывают компании государственной и коммерческой авиации, обслуживающие нефтегазодобычу. А это смещение в сторону большей вместительности и массы. Как показала вертолетная выставка, сегодня российский рынок смотрит в сторону более тяжелых машин (до 5 т.). По мнению специалистов, наиболее востребованы будут вертолеты вместимостью 9 чел. и более (самый прибыльный сегмент мирового рынка). Выстроилась солидная очередь из претендентов на «лакомый кусок» российского рынка: AS332, EC225, ЕС175, S-92, S-76D, AW139, AW189, AW609… В секторе средневесов начинается серьезная игра. Разговоры о нашествии легких машинах гипертрофированы. Тогда зачем нас уводят в сторону легкого сектора? Наверно, чтобы отвлечь от более крупной игры…

Флот будет меняться! Какими будут эти изменения даже в ближайшей перспективе, можно лишь предполагать. Единственное, что можно с уверенностью сказать, наш российский ВертФлот будет самим собой, и не нужно никого копировать.