
Западные специалисты задаются вопросом, в условиях сокращения военных бюджетов не станут ли перспективные боевые винтокрылы жертвой новых угроз. Не повторится ли история с «Команчем»?
Прошедшее десятилетие прошло в разработке новых технологий и создания прототипов перспективных. В марте американские военные перешли к сотрудничеству с промышленностью на первых этапах двух ключевых проектов. По замыслу, при условии сохранения долгосрочного бюджетного планирования и отсутствия политических перемен эти проекты должны кардинально изменить армейскую авиацию, чтобы опередить любую мировую державу.
Что это за два ключевых проекта? FARA и FLRAA
Первый – перспективный разведывательно-ударный вертолет (участники Sikorsky Raider X и Bell 360 Invictus («Пако»).
Вторая – дальний штурмовик (Bell V-280 Valor («Бандит») и Sikorsky-Boeing SB>1 Defiant). Пентагон сформулировал свои требования к проектам (см. таблицу)
Требования военных | FARA | FLRAA |
Макс. Взлетная масса, кг | 6350 | |
Грузоподъемность (внешней подвески), кг | 3630 (Н=1800 м, t=35°C вне влияния земли) | |
Крейсерская скорость полета, км/ч | 335 | 520-545 |
Диаметр несущего винта, м | 12,1 | |
Продолжительность полета, ч | 2 | |
Боевой радиус, км | 250 | |
Время готовности к вылету, мин. | 8 | |
Стоимость, млн. долл. | 30 | 43 |
Стоимость 1 ч. Налета, долл. | 4200 | |
Двигатель, л.с. | GE T901 3000 |
|
Заказ, ед. | около 473 | |
Особенности | Опционное пилотирование | Дозаправка в воздухе |
Примечание – Требования к дальнему штурмовику окончательно не определены.
Что нового мы увидели?
Во-1х, особое внимание эксплуатационным характеристикам, в том числе ремонтопригодности в полевых условиях.
Во-2х, новые механизмы взаимодействия с промышленностью. Например, совместимость VPX модулей различных производителей, которая должна предотвратить «блокировку» поставщиков. И позволит обеспечить высокую степень контроля за ценообразованием в течение всего жизненного цикла.
Отмечаются две наиболее важные проблемы кибербезопасность и долговечность оборудования.
По мнению американских военных перспективные – способны коренным образом изменить тактику применения армейской авиации. Благодаря преимуществу в ускорении и торможении, по сравнению с классическими вертолетами, вход и выход их зоны поражения на крейсерской скорости позволяет за 1 минуту преодолеть 7,4 км до площадки десантирования, за 30 секунд осуществить высадку групп, взлететь и за 1 минуту уйти из зоны огневого противодействия…
Подведем итог. Несмотря на необходимость доработок (устранения недостатков) в оба проекта вливаются огромные инвестиции для выхода на полномасштабное производство. Однако в условиях неопределенности высокого уровня как будут формироваться программы в краткосрочной и среднесрочной перспективе не знает никто.
На мой взгляд, «История с «Команчем» не повторится, судя по тем финансовым вливаниям с одной стороны и удивительной схожестью Bell 360 Invictus c RAH-66 Comanche с другой. И последнее, все крутится вокруг трех главных поставщиков Пентагона - Bell, Boeing и Sikorsky.
PS. Тема тяжелых транспортных винтокрылов (CH-47F Block II Chinook) остается открытой.