?

Log in

No account? Create an account

helimen


Вертолетные заметки Евгения Матвеева


Previous Entry Share Next Entry
"АКУЛЕ" 30!
helimen


Как быстро летит время. Кажется, что это было вчера. 30 лет назад замечательный летчик-испытатель камовской фирмы и удивительный человек Николай Павлович Бездетнов впервые поднял в небо опытный прототип совершенно нового боевого вертолета В-80, получившего впоследствии обозначение Ка-50 и громкое имя «Черная Акула». Это был не просто очередной полет очередного прототипа. «Акула» открыла новую эпоху мирового вертолетостроения. Эпоху вертолетов будущего. Новая аэродинамика, перспективные материалы, своеобразная конструкция, оборудование и вооружение. Ка-50 – это другая идеология. Впервые боевой вертолет оказался с одним членом экипажа. «Акула» изменила взгляды на боевое применение вертолетов, заставила задуматься о способах и эффективности использования. К несчастью, «Акула» расколола вертолетное сообщество. От безоглядной любви до полного неприятия и яростного противостояния, в котором все средства хороши.

«Оборотень» напугал запад. «Акулу» ждали на каждом аэрошоу. Зрители ходили на «Акулу», как в театр, на любимого актера. Снимали, фотографировали, аплодировали «петлям» и «воронкам», правдами и неправдами старались хотя бы прикоснуться, погладить крутые бронированные бока.  Мальчишки и девчонки смотрели и пересматривали первый вертолетный боевик. Казалось, что невозможное – возможно. Все, как в жизни. И радости, и горести. Успехи и трагедии. И принятие на вооружение, и не принятие. Наряду с успехами росло сопротивление. Погубило программу желание «догнать и обогнать». «Акула» проиграла?  Проиграли мы все. Чего не хватило? Нам не хватила разума.

«Акула» подарила не только бесценный опыт вертолетосроения, но и осознание, что противостояние не дает позитива. Путь соперничества двух КБ – путь в никуда. Только взаимодействие двух школ способно поднять вертолетное хозяйство на качественно иной уровень. В противном случае мы обречены на бесконечный спор, кто круче. Противостояние контрпродуктивно. К сожалению, до сих пор отдельные «горячие» головы не смирились. В СМИ периодически всплывают материалы, превозносящие ту или другую программу. Опасность переноса противостояния на будущие проекты грозит общим поражением.

В наших разговорах Николая Павлович не устает повторять, «поднять» вертолет нетрудно, трудно – довести до ума». Действительно, от идеи до ее реализации дистанция огромного размера. К сожалению, сегодня линейка недоведеных вертолетных проектов увеличивается. Мы теряем темп новых разработок, а с ним и позиции на рынке.

30 лет – солидный возраст. Мы стали не только старше на три десятка лет. Пришла пора разума. Первый полет «Акулы» – урок мудрости длиною в 30 лет. Сможем ли усвоить урок мудрости, покажет время. Все зависит от нас.