helimen (helimen) wrote,
helimen
helimen

Category:

"АКУЛЕ" 30!



Как быстро летит время. Кажется, что это было вчера. 30 лет назад замечательный летчик-испытатель камовской фирмы и удивительный человек Николай Павлович Бездетнов впервые поднял в небо опытный прототип совершенно нового боевого вертолета В-80, получившего впоследствии обозначение Ка-50 и громкое имя «Черная Акула». Это был не просто очередной полет очередного прототипа. «Акула» открыла новую эпоху мирового вертолетостроения. Эпоху вертолетов будущего. Новая аэродинамика, перспективные материалы, своеобразная конструкция, оборудование и вооружение. Ка-50 – это другая идеология. Впервые боевой вертолет оказался с одним членом экипажа. «Акула» изменила взгляды на боевое применение вертолетов, заставила задуматься о способах и эффективности использования. К несчастью, «Акула» расколола вертолетное сообщество. От безоглядной любви до полного неприятия и яростного противостояния, в котором все средства хороши.

«Оборотень» напугал запад. «Акулу» ждали на каждом аэрошоу. Зрители ходили на «Акулу», как в театр, на любимого актера. Снимали, фотографировали, аплодировали «петлям» и «воронкам», правдами и неправдами старались хотя бы прикоснуться, погладить крутые бронированные бока.  Мальчишки и девчонки смотрели и пересматривали первый вертолетный боевик. Казалось, что невозможное – возможно. Все, как в жизни. И радости, и горести. Успехи и трагедии. И принятие на вооружение, и не принятие. Наряду с успехами росло сопротивление. Погубило программу желание «догнать и обогнать». «Акула» проиграла?  Проиграли мы все. Чего не хватило? Нам не хватила разума.

«Акула» подарила не только бесценный опыт вертолетосроения, но и осознание, что противостояние не дает позитива. Путь соперничества двух КБ – путь в никуда. Только взаимодействие двух школ способно поднять вертолетное хозяйство на качественно иной уровень. В противном случае мы обречены на бесконечный спор, кто круче. Противостояние контрпродуктивно. К сожалению, до сих пор отдельные «горячие» головы не смирились. В СМИ периодически всплывают материалы, превозносящие ту или другую программу. Опасность переноса противостояния на будущие проекты грозит общим поражением.

В наших разговорах Николая Павлович не устает повторять, «поднять» вертолет нетрудно, трудно – довести до ума». Действительно, от идеи до ее реализации дистанция огромного размера. К сожалению, сегодня линейка недоведеных вертолетных проектов увеличивается. Мы теряем темп новых разработок, а с ним и позиции на рынке.

30 лет – солидный возраст. Мы стали не только старше на три десятка лет. Пришла пора разума. Первый полет «Акулы» – урок мудрости длиною в 30 лет. Сможем ли усвоить урок мудрости, покажет время. Все зависит от нас.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments