
Почему мы вдруг вспомнили об аварийности вертолетов 2018 года? Итоги 2018-го, на мой взгляд, не получили должной оценки, поэтому заслуживают отдельного разговора. Итак, аварии и катастрофы вертолетов 2018 года.
По данным опубликованного АР МАК традиционного Отчета о состоянии безопасности полетов в ГА государств-участников Соглашения о ГА и об использовании воздушного пространства, в 2018 году с вертолетами государств-участников Соглашения произошло 17 авиационных происшествий (АП), в том числе 10 катастроф (К), в которых погибло 49 человек. Для сравнения, в 2017 году было 11 АП, 4 К и 14 погибших.
Абсолютные показатели аварийности (см. рисунок 1).

Относительные показатели аварийности представлены в таблице 1.
Таблица 1
годы | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Кап | 1,6 | 1,67 | 1,77 | 1,153 | 1,99 | 2,28 | 2,37 | 2,42 | 3,8 |
Кк | 0,89 | 0,67 | 0,8 | 0,34 | 0,91 | 1,04 | 0,59 | 0,88 | 2,2 |
Кп | 3,74 | 1,0 | 3,68 | 4,76 | 6,55 | 5,62 | 4,92 | 3,08 | 10,78 |
"Невооруженным взглядом" видна тенденция ухудшения аварийности. Для сравнения трендов, аварийность вертолетов в Европе (см. рисунок 2).

И опять "невооруженным взглядом", но здесь – обратная тенденция.
Пойдем дальше. Львиная доля аварийности вертолетов стран Соглашения приходится на РФ. Аварийность вертолетов в РФ в 2018 году представлена в сводной (тяжесть АП, причина, сопутствующие факторы…) таблице 2.
Таблица 2
Дата | Вертолет | Причина | Сопутствующие факторы | Пострадали | Примечание |
12.02.18 | Ми-8Т RA-22330 Ельцовка |
Отказ управления. Болт КАУ |
Пожар | 2п+4р | Томская область |
24.02.18 | Ми-8Т RA-22793 Красавиа |
ППП | Переворачивание | 2р | Северная земля |
11.04.18 | Ми-8ПС RA-24640 Восток | ППП Столкновение | Пожар | 6п | Хабаровск |
01.06.18 | Ми-8Т RA-25350 Полярные авиалинии | Столкновение птица | Омская область | ||
22.06.18 | Ми-2 RA-23728 Геликс |
1п | ХМАО | ||
02.08.18 | Ми-2 RA-15652 |
1п | Краснодарский край | ||
04.08.18 | Ми-8АМТ RA-25640 ЮТэйр | Столкновение | Пожар | 18п | Красноярский край |
06.08.18 | Ми-2М RA-15629 Вельталь-Авиа |
Отказ двигателя | Переворачивание | Тюменская область | |
17.08.18 АОН |
R66 RA-06371 |
1р | Рязанская область | ||
02.09.18 | Ми-8МТВ-1 RA-25502 Ангара |
ППП | 3п | Иркутская область | |
29.09.18 АОН |
R44 RA-04342 |
Ухудшение видимости | Опрокидывание | 1р | Республика Саха |
01.10.18 АОН | R44 RA-05758 |
Ухудшение видимости Столкновение с ЛЭП | 2п | Иркутская область | |
03.10.18 АОН |
AS350B3e RA-07272 |
Столкновение | Пожар | Костромская область | |
08.11.18 | Ми-8Т RA-25600 Баркол |
Средняя степень опьянения Некондиционные шланги |
1п+3р | Тверская область | |
28.11.18 | Ми-26Т RA-06029 ЮТэйр |
ППП снежный вихрь | 1п | Ненецкий АО | |
16.12.18 | Ми-8Т RA-22649 Ельцовка |
4р | Томская область | ||
30.12.18 АОН | AW119 RA-1908 |
Столкновение | Пожар | 4п | Улан-Удэ |
1. Катастрофы выделены темно-красным цветом, пожары – красным.
2. п – погибшие, р – раненые.
Итог печальный: 17 АП, 9 К, 39 погибших.
Интересно соотношение коммерческих вертолетов и АОН. Когда заходит речь об аварийности у нас принято ругать АОН. Однако сравнение безопасности полетов коммерческих вертолетов и АОН явно не в пользу «коммерсантов» (см. таблицу 3).
Таблица 3
Коммерческие вертолеты | Вертолеты АОН | Всего | |
АП | 12 | 5 | 17 |
К | 7 | 2 | 9 |
П | 33 | 6 | 39 |
К/АП | 0,58 | 0,4 |
Каждое второе происшествие коммерческих вертолетов – катастрофа (58%). Тяжелейшие катастрофы происходят с лидерами отрасли. И 18-й не стал исключением. Столкновение двух вертолетов «ЮТэйр» закончилось страшной трагедией – 18 погибших. Головотяпство, пьянство, некондиционные комплектующие – свидетельство отсутствия целенаправленной работы по обеспечению БП, которую не могут заменить красивые слайды на конференциях и семинарах.
На что хотелось бы обратить внимание:
Во-1х, из года в год главная причина развития аварийной ситуации в катастрофическую – потеря пространственного положения/плохая видимость (проблемы индикации и неумение летать по приборам).
Во-2х, тяжесть последствий серьезно усугубляется возникновением пожара.
Из 39 погибших 77% - в огне.
«Формула» очевидна: «потерялся/не увидел – столкнулся – сгорел».
2018-й стал наихудшим за последние 10 лет. Не только установил «антирекорд» безопасности полетов десятилетия, но и поразил беспечностью. (алкоголь, некондиционные шланги…). Впервые за много лет в 2018 году отличились испытатели. Авария «красавца» опытного прототипа Ми-171А2 и катастрофа Ка-29 (ППП, 2 погибших). В госавиации аналогичная ситуация: 7 марта 2018 года катастрофа вертолета Ми-8 пограничной службы (СМУ, 6 погибших); 22 августа 2018 года авария Ми-8 минобороны (пожар)…
Ничего не происходит случайно. Потеря пространственного положения и столкновения известны десятки лет, но ничего не делается для предотвращения. Ситуация с аварийностью усугубляется.
Долгое время наши вертолеты «плыли по течению». Спокойствие закончилось. Впереди преграды и вертопады. Нужны неординарные подходы. Готовы ли мы к непростым решениям, покажет время.
PS. В цифрах могут быть ошибки и неточности, но это ничего не меняет.