helimen (helimen) wrote,
helimen
helimen

Рынок вертолетов в ожидании перемен

 Последние обзоры вертолетных рынков рисуют радужные перспективы.  Однако это скорее желаемое, чем действительное. Позитивные перемены в мире вертолетов назревают, но они не столь заметны и близки, как хотелось бы (это точно не 2010 г. и даже не 2011 г.). Попробуем заглянуть в тренды процессов, которые сегодня происходят на рынке, по информации о продажах гражданских вертолетов в первом квартале 2010 года. Почему 1 квартала? Других данных у меня просто нет, и, тем не менее, именно 1 квартал закладывает ритм ведения вертолетного хозяйства на весь год. Ежегодно выставка HeliExpo взрывает  сезон распродаж, который затем плавно растекается до декабря.

Итак, по данным международного вертолетного общества (HAI) (это не 100%-ая информация, но наиболее полная и достоверная), за первые три месяца 2010 года было продано 980 вертолетов, в том числе 131 – новый и 849 бывших в употреблении вертолетов (соотношение новых и б/у достигло неприятной для вертолетостроителей отметки 1:6,5). Основу продаж (61,5%) составили вертолеты с газотурбинными двигателями (ГТД) – 686 (здесь соотношение новых и б/у еще хуже 1:7,3). На фоне устойчивого спроса на вертолеты с поршневыми двигателями (ПД), продажи вертолетов с ГТД в феврале и марте – падали. В результате появилась некоторая тенденция на  снижение, обусловленная падением продаж вертолетов с ГТД. В целом в 1 кв. этого года, по сравнению с 1 кв. 2009 года, падение продаж составило 14,4%, в 2009 году за аналогичный период было продано 1145 вертолетов. Однако продажи вертолетов с ПД упали на 40,8%, а у вертолетов с ГТД – незначительный рост +5,9%, в основном, за счет роста продаж б/у вертолетов с ГТД (+30%). В 1 кв. 2010 г.,  по сравнению с 1 кв. 2009 г., продажи новых вертолетов упали на 59%! Можно говорить о торможении рынка с некоторыми признаками оживления в секторе б/у вертолетов с ГТД (+3%). Затишье объясняется ожиданиями покупателей. Рынок катится  по инерции. Ни операторы, ни частники не торопятся покупать новые вертушки. Даже отказываясь (временно) от приобретения вертолетов с ПД, для выполнения взятых обязательств вынуждены приобретать б/у вертолеты.

Российский вертолетный рынок тоже замер в ожидании перемен (экономических, организационных, юридических…). В чем разница? Разница в том, что наша вертолетная общественность отводит себе роль освоения и распределения приоритетных рынков. За то к государству предъявляет «целый букет» требований: благоприятные инвестиционные и особые налоговые условия;  долгосрочные гарантии;  обеспечение безопасности (связь, строительство  площадок и обновление системы поиска и спасения); отмена препятствий на использование иностранной техники; наращивание образовательных мощностей… Невозможно идти вперед – постоянно оглядываясь назад. Государство ничего и никому не должно. Для запуска экономических  механизмов демократические власти создают доступные   коридоры равных возможностей. Ожидание перемен не приближает рост. Если мы хотим  перемен, перемены нужно приближать, и не кивать на государство. 

 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments