
Сегодня любой доклад или информационное сообщение на тему вертолетостроение начинается и заканчивается количеством поставленных вертолетов. Словно совсем забыли, для чего предназначены вертолеты. «Поставили – забыли». Напомню, вертолеты предназначены для полетов.
Однако главная цель вертолетостроителей – нарастить «поставки, поставки и еще раз поставки». Их не волнует, что стоимость приобретения и последующей эксплуатации постоянно растет. Почему основную долю налета парка приносят «старые» Ми-8Т? Да потому что дешевле. Стоимость летного часа Ми-8Т составляет 120-170- тыс. рублей, а вертолетов Ми-8АМТ/МТВ – 220-280 тыс. рублей. Почти вдвое больше (в 1,6-1,8 раз). Для информации у Ми-8АМТ/МТВ расходы на ТО и Р составляют 37% стоимости летного часа (более трети расходов). Сделайте доступным эксплуатацию и любой вертолет полетит!
Но никто не занимается расходами на ТО и Р. Сменяются руководители вертолетостроения, а песня одна и та же – «поставки, поставки и еще раз поставки». Об эксплуатации – ни слова. Кстати, в комментариях по слиянию двух КБ Миля и Камова также никто не вспоминает об эксплуатационных характеристиках. Низкие эксплуатационные характеристики превратились в тормоз развития вертолетостроения. Вместо реальной заботы – красивые стратегии. Если расходы на эксплуатацию превышают затраты на приобретение, значит нужно занимать эксплуатационно-техническими характеристиками не меньше, чем летными, а больше…