helimen (helimen) wrote,
helimen
helimen

Category:

КОЛЕСА В ВОЗДУХЕ!

10летdig7-1.gif
Каждый год подвожу свои вертолетные итоги. В этот раз должен отказаться от традиционного "сценария". Каким был год, еще ни раз, и ни два расскажут и покажут "светлое вертолетное будущее" наши "дримеры". Для меня этот год - год памяти, точнее, долг памяти. Долг, который невозможно ни вернуть, ни забыть. Память, о которой невозможно ни говорить, ни писать без кома в горле и слез на глазах.
Десять лет назад в Дагестане погиб Юра Наумов - частичка нашей жизни. Герой России, кавалер пяти орденов, подполковник, вертолетчик Юрий Михайлович Наумов.
Каждый год подвожу свои вертолетные итоги. В этот раз должен отказаться от традиционного "сценария". Каким был год, еще ни раз, и ни два расскажут и покажут "светлое вертолетное будущее" наши "дримеры". Для меня этот год - год памяти, точнее, долг памяти. Долг, который невозможно ни вернуть, ни забыть. Память, о которой не возможно ни говорить, ни писать без кома в горле и слез на глазах. Десять лет назад в Дагестане погиб Юра Наумов - частичка нашей жизни. Герой России, кавалер пяти орденов, подполковник, вертолетчик Юрий Михайлович Наумов. Как быстро летит время. Четверть века назад из Афгана вернулась вторая вертолетная эскадрилья: Грудинкин (погиб), Садохин (погиб), Сурцуков, Коршунов, Шевченко, Наумов... Что ни фамилия - Герой (кстати, тогда в каждом полку армейской была своя опаленная афганским солнцем "панджшерская" эскадрилья). Как будто это было вчера. Магдагачи. Зима. Мороз под тридцать. Стоянка вертолетов. Яркое солнце слепит зайчиками, которые отражаются от крутых бортов красавиц-"восьмерок". Футбол. Летчики против технарей. Наумов - на воротах. Открываюсь. Получаю мяч. Сзади уже накрывают. В последний момент пытаюсь найти щелочку между мощной борцовской Юркиной фигурой и штангой. Удар. Куча мала на снегу. Смех. Извини, Юра... Быть рядом - это подарок судьбы. Когда мы в унтах, зимних куртках и ползунах гоняли мяч по стоянке, еще не знали, что ждет впереди: очередная афганская жара и песок на зубах, всепожирающее чрево чернобыльского реактора, бесконечные высокогорные ущелья и перевалы Чечни, когда движки уже не тянут, и потери, потери друзей...
Низкий поклон женам. Хочется всегда помнить молодых, красивых, приехавших вслед за мужьями на край света. Через все дыры прошли. Могоча. Нерчинск. Средне-Белая. Обор. И Магдагачи, где все иначе. Даже на 8 марта колготки примерзают к коленкам, а в подъездах - каток и пар одновременно, как в бане зимой, в квартирах без тепла и без света - сплошь обогреватели и керосинки, на рынке - молоко, как лед, продается плошками, мука - наволочками, а шампанское - ящиками... Только благодаря этим милым созданиям мужья не спились и не отступили перед погаными ДШК и ЗГУ, которые прошивали вертолеты насквозь, как дуршлаг, с отверстиями размером с кулак. А они садились и садились на горные пятаки и забирали и тащили израненных мальчишек домой.
В чем разница между войной в Афганистане и Чечне. Если Афганистан дарил нам вертолетчиков народных Героев, о которых помнили, то Чечня забирала Героев, о которых тут же забывали. В топку чеченской войны были брошены лучшие. 10 лет назад погибли Герои России и СССР Наумов (9 августа 1999 г.), Майданов (29 января 2000 г.)... и ни слова за год. Как быстро научились забывать. Забыли Юру Наумова, Колю Майданова. Все забыли. Забыли про вертолетный "Курск" на Ханкале, забыли как бесконечно передавали вертолетную в СВ и обратно в ВВС, убеждая, что это самый лучший выход. Забыли про бессмысленные катастрофы в Афганистане, Непале, Либерии, про контрафакт и винты "двойники". Сделали вид, что не помним катастроф Ка-50 Воробьева и южнокорейского "Ансата", аварий Ми-28 и Ка-226... Полеты - не футбол, когда нужно поскорее забыть про сегодняшнее поражение, чтобы завтра играть на победу. Авиация не терпит забывчивых. Очередная катастрофа - это хорошо забытая авария. Любая забытая мелочь оборачивается большой трагедией. И тут никакие награды "За выдающийся вклад" не помогут. Только память. Вспомним о них. И помолчим. По секунде - за год. Всего 10 секунд, которые разделяют жизнь и смерть (вертолет на предельной малой от столкновения с землей), и нужно найти силы не предать и протянуть руку помощи.
О Грудинкиных и Садохиных, Герасимовых и Пискайкиных, Майдановых и Наумовых... мы будем помнить всегда. Помнить, пока живы, пока дышим. Пока винты вращаются, они будут с нами. С Новым годом! Третий тост - стоя, не чокаясь, за тех, кто уже никогда не дернет "шаг подмышку" и не закричит от безграничной радости: "Колеса в воздухе"!
Tags: юбилей
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments