?

Log in

No account? Create an account

helimen


Вертолетные заметки Евгения Матвеева


Previous Entry Share Next Entry
РЕАЛЬНОСТЬ НЕРЕАЛЬНОСТИ
helimen


Раннее утро. Неохотно просыпается небольшой датский аэродром. Неспешно собираются экипажи. Из ангара выкатывают ярко красный вертолет. После непродолжительной подготовки — взлет. Вертолет устремляется к морю, на встречу солнцу. Через несколько минут полета взору открывается невиданная картина. Бескрайнее море, усеянное остроконечными стальными башнями. Огромные лопасти медленно вращаются, словно плывут по воде, отражая миллиарды солнечных зайчиков. «Ферма» морских ветряных электростанций! Вертолет по очереди подлетает к огромным, похожим на  колеса обозрения, белоснежным роторам. Зависает и опускает на лебедке механика, а затем забирает. И так целый день, как «пчелы в поле»... 

По прогнозам специалистов, нас ожидает мощное наступление ветроэнергетики. Особенно бурно будет развиваться ее морская составляющая. За 10 лет (с 1991 по 2010 г.г.) мощность ветряных электростанций (ВЭС) выросла в 6 раз. В прошлом году инвестиции Евросоюза в ветровую энергетику составили 2,6 млрд. евро (20,5% расходов ЕС на энергетику), в результате вклад ВЭС в общий энергетический «котел» увеличился с 2,7% до 3,5% и составил 883 МВт. Только за первую половину этого года в эксплуатацию введена 101 станция общей мощностью 348 МВт. На 30 июня 2011 года в странах Европы было 49 «ферм», в которых насчитывалось 1247 ВЭС. После завершения строительства к ним добавится еще 11 «ферм», а общая мощность достигнет 2944 МВт (распределение представлено в таблице). 

Страна

Мощность морских ветряных электростанций, МВт

в 2010 г.

в 2011г.

Великобритания

458

1341

Дания

207

854

Нидерланды

0

247

Бельгия

165

195

Швеция

0

164

Германия

50

92

Финляндия

2

26

Ирландия

0

25

Всего в ЕС

883

2944

Норвегия

0

2,3

КНР

102

102

Итого

985

3048

Для справки доля ВЭС в Дания составляет 26%, Испании и Португалии — по 15%, Германии — 8%, Великобритании — 3,7%.

По разным оценкам, в 2020 г. ветроэнергетика собирается утроить свои мощности (40ГВт), это 4% потребностей ЕС. Число ВЭС  достигнет 6800 при этом инвестиции составят 10,4 млрд евро (40% расходов ЕС на энергетику). К 2030 г. мощность ВЭС вырастет до 150 ГВт — 12.8-16,7% потребностей ЕС, а ежегодные инвестиции до 17,1 млрд. евро. Головокружительный подъем. Однако, чтобы реализовать столь амбициозные планы ветроэнергетике потребуются... вертолеты, много вертолетов. Европа первой открыла ценность использования вертолетов для обслуживания ВЭС. Операторы заключили первые соглашения (Bond Air Services в Великобритании, Bristow в Северном море, UniFly вдоль датского побережья).  В перспективе  у  вертолетчиков есть реальные шансы на выгодные контракты. С экономической точки зрения, простой станции мощностью 6 МВт составляет 1000 ф.ст. в час, в день 24000 ф.ст. (один день простоя ВЭС равен 3,9 летного часа вертолета, для современных ВЭС — 6,5 летных часов). Регламентные работы должны выполняться через 400 часов (раз в полгода). С учетом не плановых работ каждой станции потребуется три визита в год. В результате, на 1000 станций — 6000 часов налета в год. На 6800 станций — не менее 20 вертолетов (класса ЕС135). С увеличением удаления от береговой черты могут потребоваться  средние и тяжелые вертолеты, такие как ЕС225/AS332L и S-92. В течение ближайших 10-20 лет число ВЭС, а значит и нужды на ТО и Р, а также удаление от береговой черты будут только увеличиваться (в 2010 г. среднее удаление станций от береговой черты составляло 35,7 км). Правда, есть некий пессимизм, связанный с жизнеспособностью вертолетного  бизнеса. Но в условиях неспокойного моря у вертолетов нет конкурентов. Они остаются единственным транспортным средством для доставки вахт (в том числе с использованием лебедки), перевозки грузов на внешней подвеске и поисково-спасательного обеспечения. По сравнению с морскими судами, у вертолета целый ряд преимуществ, включая оперативность, время реакции,  частоту перемещений, время простоя и затраты. 

         В условиях, когда волнение в нефтегазодобыче из-за роста расходов на добычу серьезно  притормозило вертолетный бизнес, ветряные электростанции вполне могут дать работу офшорным вертолетам. С точки зрения организации безопасности полетов, законодательства и готовности сервисной базы, модели  обслуживания ветряных электростанций и морской нефтегазодобычи очень близки (офшорные операторы уже выполнили 15000 подъемов ВЭС с использованием бортовых лебедок без единого авиационного происшествия).  Офшорные вертолеты могут существенно раздвинуть рамки своего применения. И тогда нас ожидает еще более фантастическая картина вертолетного «Апокалипсиса», когда к ветряным станциям устремятся сотни вертолетов, которые надежно свяжут их с большой землей.