Top.Mail.Ru
? ?

helimen


Вертолетные заметки Евгения Матвеева


Previous Entry Share Flag Next Entry
АКСЕССУАРЫ ДЛЯ ВЕРТОЛЕТОВ. ГРЕБНИ
helimen

За что люблю авиационную технику, кажется, что все видел, все знаешь и можешь найти с закрытыми глазами, а она вдруг открывается с неизведанной стороны. И сталкиваешься с совершенно новым элементом конструкции или явлением. Таким откровением для меня стали вертолетные аэродинамические гребни. Каково же было мое удивление, когда впервые увидел пластины, закрепленные вдоль хвостовой балки (со стороны наступающей лопасти несущего винта). Зачем вертолету эти пластины?
Начал искать материалы. И нашел: Гребни хвостовой балки. Вертолет, 2004 №3;
Рождественский М.Г. Влияние аэродинамических гребней на силы на хвостовой балке вертолета.
Принцип действия гребней «простой». При полетах на малых скоростях и на висении, гребень выполняет роль интерцептора, обеспечивая отрыв воздушного потока несущего винта от борта хвостовой балки и создавая разность давлений между левым и правым бортом. Возникающая боковая сила стремится развернуть вертолет против реактивного момента несущего винта, разгружая рулевой винт. На висении гребни могут компенсировать до 20% реактивного момента. Но по мере увеличения горизонтальной скорости полета обдув снижается, и боковая сила исчезает.
Аэродинамические гребни появились не вчера. Впервые гребни доказали свою эффективность во время англо-аргентинского конфликта 1982 года. Когда английские транспортные вертолеты выполняли полеты с максимальной взлетной массой с корабельных палуб в условиях сильного ветра. Позднее гребни прошли испытания в США (на вертолетах Bell205A-1, 212, 412, UH-1, AH-1) и нашли свое применение. Если англичане использовали один гребень в верхней части хвостовой балки, то американцы устанавливали два гребня один в верхней части, второй в нижней части хвостовой балки. У нас испытания проводились в 1980-х на моделях хвостовых балок вертолетов Ми-8, Ми-2 и Ми-24. По полученным (из разных источников) данным гребни позволяют улучшить летно-технические характеристики: увеличить запас управления по педалям (до 10%) и поднять статический потолок; увеличить массу полезной нагрузки по высоте висения и скороподъемность (до 1,5 м/с); уменьшить расхода педалей (около 50%); улучшить управляемость и характеристики в крейсерском полете (уменьшение расхода топлива)… Чего здесь больше, рекламы или реальности?!
Кроме изменения аэродинамики гребни могут эффективно оказывать влияние на изменение вибрационных характеристик. Они превращаются в своего рода ребра жесткости, которые снижают вибрацию на пути от рулевого винта по хвостовой балке. Установка гребней позволяет решить целый «букет» проблем, связанных с со снижением динамических нагрузок на хвостовую балку и соответственно расходов на эксплуатацию. Гребни снижают потребную мощность при попутном и боковом ветре. Кстати, два гребня более устойчивы к влиянию бокового ветра, чем один. Влияние аэродинамических гребней на силы и моменты, возникающие на хвостовой балке, зависит не только от числа гребней, но и от направления вращения несущего винта (левое или правое), формы поперечного сечения хвостовой балки (круглая или овальная), но и от геометрических параметров самих гребней (высота почти 20% от максимальной ширины среднего поперечного сечения балки).
Сегодня можно увидеть гребни на разных вертолетах.




Вместо заключения. Кроме горизонтальных гребней у вертолетов есть еще вертикальные гребни, которые повышают устойчивость по курсу и снижают вибрации на больших скоростях полета. Характерные пластины сразу бросаются в глаза на стабилизаторах камовских вертолетов, но менее заметны на створках Ми-38.
Приглядитесь к вертолетам и узнаете много интересного.
И последнее, почему мы так долго не могли дотянуться до истины? У меня нет ответа.




  • 1
Спасибо за пост! Включил в свой обзор фотопостов

  • 1