
На днях стало известно, что президент и генеральный директор Международной вертолетной ассоциации (HAI) Мэтт Зуккаро покидает свой пост («Вертолетные заметки» писали о предстоящем уходе).
С уважением к заслугам активного поборника безопасности полетов вертолетов и благородного защитника вертолетной отрасли мы продолжаем публиковать обращения вертолетного президента к вертолетному сообществу. В течение нескольких лет Мэтт Зуккаро использовал свое «служебное» положение, чтобы напрямую обращаться к вертолетному сообществу. Он искренно считал, что и таким путем можно добиваться перемен. Одна из любимых его тем – высота полета вертолетов. Итак, Зуккаро «Почему бы не летать выше?» (мы позволили себе вольный перевод).
Писатель-фантаст Тамара Коэн однажды написала «Люди меняются. Мир продолжает неумолимо вращаться, но люди не вращаются вместе с ним. Они зарываются пятками в зыбучий песок и цепляются за жизнь.» Чувствую, что мы, как отрасль, иногда неспособны изменить свое поведение. Мы продолжаем делать то же самое снова и снова, что создает нам проблемы. Это относится и к высоте полета вертолетов. Каждый месяц я езжу в Южную Флориду, чтобы полетать на AW109E в качестве пилота. Ежедневно над домом, в котором живу, пролетают вертолеты на высотах 150 м и ниже. Среди нарушителей: от легких однодвигательных учебных вертолетов до средних двухдвигательных винтокрылых аппаратов. Соседи, зная, что я пилот, постоянно спрашивают, неужели вертолеты должны летать над нами так низко? Мой ответ всегда, нет! По моим оценкам, около 90% пилотов летают на высотах 150 м и ниже.
Я начал спрашивать, почему 150 метров? Вот наиболее часто встречающиеся ответы:
- Если будет пожар или проблемы с трансмиссией, я смогу быстрее оказать на земле.
- Так меня научили, и я не чувствую себя комфортно при полетах выше.
- Избегаю самолетов, которые летают, в основном, на высотах 300 м.
Поймите правильно, я понимаю, что некоторые полеты должны выполняться на малых высотах, но их не так много.
Вот минимальные высоты, которые Ассоциацией предлагает по программе Fly Neighborly (см. таблицу).
Тип вертолета | Высота над рельефом местности, м |
Легкие/небольшие | не менее 300 |
Средние | 610 |
Тяжелые | 1220 |
Преимущества такого подхода: ниже уровень шума на Земле, меньше встреч с птицами, более спокойный (ламинарный) и холодный воздушный поток и больше времени на снижение при выборе места посадки в случае отказа (например, двигателя). И еще одно преимущество – работа. Во многих местах пилоты и механики увольняются из-за запретов, которые не дают операторам летать (иногда до 50% меньше). Нам нужно движение, которое способствует добрососедским полетам, начиная с первоначального уровня летной подготовки (с первого шага) и заканчивая зрелыми операторами.
У этого подхода есть свои оппоненты и противники. И, тем не менее, «Почему бы не летать выше?» Вопрос остается открытым…
От себя добавлю, полеты на малых высотах требует от экипажа гораздо большего напряжения, что приводит к быстрому уставанию, а значит, к повышению вероятности совершения ошибок…