
В ходе HeliRussia 2019 появилась информация о поставке первого гражданского вертолета Ми-38. Наш интерес обусловлен двумя факторами: выбором варианта первого вертолета и стартового эксплуатанта.
1. Первым гражданским Ми-38 становится VIP-вариант. По существу, «освоение нового типа» начинается с ВИПа, который дороже, чем обычный серийный вертолет и где салон затрудняет доступ к конструктивным элементам. Освоение – это продолжение испытаний в условиях эксплуатации. Не могу припомнить аналогичного примера в истории вертолетостроения, когда эксплуатация начиналась с VIP-варианта.
2. Стартовым эксплуатантом становится «РВС» – молодая компания без достаточных навыков и опыта по «выявлению детских болезней». Освоение нового типа заключается не столько в финансовом, сколько в научном плане, где требуются навыки и опыт сопровождения на начальном этапе ввода в эксплуатацию. Тем более, что Ми-38 обладает целым рядом серьезных конструктивных особенностей (правое расположение командира экипажа, левое вращение ручки шаг-газ, «прямая индикация», отсутствие бортового техника…), существенно отличающихся от наших вертолетных традиций.
правое расположение командира экипажа