?

Log in

No account? Create an account

helimen


Вертолетные заметки Евгения Матвеева


Previous Entry Share Next Entry
«ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ» ВЕРТИКАЛЬНЫХ
helimen
999++.gif
Модернизация вертолетов приобрела лавинообразный характер. Число модификаций (исполнений) стремительно растет.
Каждый из заказчиков хочет получить свой «единственный и неповторимый». Желание немедленно поставить очередную новинку супер-пупер оборудования/вооружения с одной стороны и позиция разработчика: «чего изволите» с другой, привело к тому, что вертолеты ощетинились (антеннами, контейнерами, вооружением, подвесными топливными баками), словно дикобразы. Растет масса пустого вертолета (уменьшается масса полезной нагрузки), увеличивается лобовое сопротивление, в результате ухудшается аэродинамическое качество, уменьшается скорость полета (если первый Ми-24А установил мировой рекорд – 368,4 км/ч, то у современной «двадцатьчетверки» с неубирающимся шасси – 300 км/ч), возвращаются «забытые» вибрации со всеми вытекающим последствиями, снижается прочность. Дошло до абсурда. На вертолете нет места. В поисках свободного пространства по хвостовой балке «мечутся» блоки с оборудованием, налезая друг на друга и путая сопровождение эксплуатации и ремонта. И на приборной доске для очередной доработки невозможно найти места для обыкновенного табло. Даже не задумываемся, зачем это табло на приборной доске? Сначала тащим все в кабину, а потом удивляемся, почему летчик не успевает среагировать на изменение ситуации и принять грамотное решение по восстановлению потерянного пространственного положения. А случись происшествие – виноват экипаж. Сегодня модернизация превратилась в «чехарду»: командир экипажа сидит то слева по полету – то справа, коррекция ручки общего шага вращается то влево – то вправо, а индикация авиагоризонтов и «прямая», и «обратная», есть бортовой техник, нет бортового техника...  Бездумная «модернизация ради модернизации» губит не только вертолеты, а всю систему летной и технической эксплуатации. С увеличением вариантов и модификаций множество средств наземного обслуживания, обучения (тренажеров), запасных частей… растет в геометрической прогрессии. Одновременно растут эксплуатационные расходы. Штучное производство требует индивидуальной эксплуатации и индивидуального ремонта. Пришло время защищать вертолеты от горе-заказчиков и «чего-изволите» модернизаторов. По аналогии с «уравнением существования ЛА», прежде чем что-либо поставить, нужно что-либо снять!