
Как стало известно, на дальнейшее продвижение программы нового многоцелевого вертолета Ми-38 направляется еще почти 2 млрд. рублей. Через три десятилетия разработки выяснилось, «на завершение создания вертолета» требуются миллиарды рублей. Если даже выбросить 10 лет «безвременья», не специалисту понятно, что процесс явно затянулся. Причин для торможения предостаточно. Длительное отсутствие собственного вертолетного двигателестроения, санкции и импортозамещение комплектующих, несоответствие нормативной базы реалиям сегодняшнего дня, сертификация по «бездумно переведенным» ФАПам, трудности взаимодействия ОКБ и серийных заводов, слабость научного сопровождения, низкий уровень подготовки кадров… По каждой из проблем можно говорить и говорить, но главная причина тривиальна – низкая эффективность управления. Неэффективность обусловлена падением профессионализма руководителей. Вертолетостроение все больше и больше напоминает поезд, который идет в тупик. К сожалению, вместо разумных действий «машинисты» направо и налево раздают победные реляции… Наши разработчики, производители, эксплуатанты вертолетов всегда была среди лидеров. А лидеры идут вперед не оглядываясь, не копируя чужие идеи, не пасуя перед зарубежными правилами. Опираясь на национальные традиции, собственный опыт и наработки, строят свое «железо» и растят своих лидеров… Мы уже не в «тройке» ведущих вертолетостроителей мира. Если хотим бороться за «пятерку», предстоит пестовать руководителей всех уровней…