
Пару месяцев назад на наш вопрос: Чего ожидать? Главный специалист мирового вертолетного рынка Ричард Абулафия ответил:
Расцениваю эту идею (вертомобилей), как пустую трату времени. На горизонте нет новых технологий, которые могли бы предложить цены, которые были бы значительно ниже, чем у обычных вертолетов. Вертолетный сервис доступен и сейчас. Но высокие затраты не позволяют обеспечить такую интенсивность использования, которая потребуется для обеспечения массового применения (и дальнейшего снижения расходов)… («Вертолетные заметки» публиковали ответ «Пустая трата времени»). https://helimen.livejournal.com/1126849.html
Выполняем наше обещание продолжить этот разговор.
Вместе с ответом Ричард прислал нам ссылку на свою статью, которую мы достаточно «вольно» перевели. И решили Вам предложить в качестве «путеводителя» по лабиринтам вертолетного хозяйства. Итак, «пустая трата времени» или новое будущее?
Сегодня беспрерывно говорят о грядущих переменах воздушного пространства. После нескольких десятилетий полнейшего спокойствия и отсутствия новых участников рынка, внезапно у авиастроительных компаний появилось множество подражателей. Со всех сторон сыплются новые концепции. За последние два года объявилось настолько много концептов, что их невозможно даже классифицировать. Все перемешалось: от летающих автомобилей и сверхзвуковых бизнес-джетов до городского воздушного такси. Одни летают вертикально, другие используют электробатареи. Если бы доктор Сьюз (американский детский писатель и мультипликатор) рисовал воздушные машины, они бы идеально подошли для таких новичков, как XTI, Uber, Boom… Даже ведущие производители не устояли. Airbus объявил, что работает над тремя различными концепциями воздушного транспорта, включая городское такси. CityAirbus – 4-х местная конструкция и 500-местный А380. Boeing JetBlue собираются инвестировать в Zunum Aero и Tesla of Aircraft…
Что происходит? Мало того, что появилось огромное количество новых концепт-компаний, все они замахнулись на роль технических. У них – грандиозные планы по «срыву» (аэролинамика), по новым «способам внутригородского движения» и, конечно, они обещают совершенно новые способы полета. Они не хотят понимать, что закон Мура не выходит за границы калифорнийской «Силиконовой долины». Закон гласит, что число транзисторов в интегральной схеме удваивается каждые 18-24 месяца. Он совершил революцию ИТ, производил быстрые и дешевые компьютеры, смартфоны и даже управляемые тостеры с программным обеспечением, которые слишком сложны, чтобы просто делать тосты. К сожалению или к счастью, воздухоплавательный мир, в значительной степени защищен от закона Мура. Мы наблюдаем повышение эффективности по 1%, и может быть, 2% в год. Каждое десятилетие или около того, что-то «революционое», по авиационным меркам, производит скромное изменение (скажем повышение эффективности на 10%). За новинкой мгновенно следуют имитаторы. Вот несколько указателей для навигации по этому, странному лабиринту
1. На первом месте двигатели. Новые самолеты создаются вокруг двигателей, а не наоборот. Сверхзвуковые самолеты выглядят круто и рождают громкие заголовки типа «Самолет 21 века». Но конструкция двигателей отвернулась от скорости сверхзвука. У нас нет двигателя, способного развить сверхзвуковую скорость с эффективным крейсерским полетом на дальние расстояния.
2. Тоже самое с аккумуляторными батареями (АБ). Электропитание вертолета требует совершенного другого уровня заряда, выносливости и надежности батареи, чем для автомобиля («автомобиль может встать на обочине»). Мы далеко от таких АБ, дорога займет много десятилетий. Электрические люди не собираются изобретать новые батареи. Как показал 787-й легко недооценить требования к электрическим архитектурам даже для вторичных нужд (потребителей).
3. Если это такая отличная идея, так почему бы не проверить с помощью существующих технологий? Например, поршневые вертолеты, работающие на обычном топливе, могли бы реализовать концепцию внутригородской мобильности. Их можно было бы дистанционно пилотировать или даже оснащать автономными системами. И это было бы трудно превзойти по затратам. Кроме того, классная идея и согласованный бизнес-план – это две разные вещи. Кому нужен бизнес-план, который будет разрушительным.
4. Не забывайте, весь смысл раскручивания новых технологий – привлечь наличные деньги. Всплывающий экран на домашней странице XTI подтверждает эту точку зрения: «Вы можете помочь вывести TriFan 600 на рынок, присоединяйтесь к нашим инвестиционным возможностям. XTI Aircraft – компания, доступная для аккредитованных и не аккредитованных инвесторов».
5. Рассмотрим мотивацию инвесторов и клиентов. Airbus хотел бы, чтобы инвесторы рассматривали компанию, как технический задел, поэтому присутствие «Силиконовой долины» и концептуальные технопланы полезны. Реклама на покупку суперджета намного дешевле серии полностраничных объявлений в газетах, и получит она гораздо больше внимания.
Мы также можем посмотреть на эти амбиционные идеи через призму очень редкого события. Впервые за многие десятилетия отрасль увидела нового участника рынка. Прошлый год был первым для производства самолетов Honda. Поставили 23 самолета (в общей сложности около 30). Начали работать 20 лет назад, израсходовали, по крайней мере, миллиард. долларов. Это отличный самолет, но он перекликается с дизайном 60-х годов. Старый Cessna Citation M2 отлично с ним конкурирует. HondaJet – это хорошо укомплектованный денежный поток гораздо более крупной и очень богатой компании. Потребовались десятилетия, чтобы создать что-то в небольшом количестве без серьезного влияния на рынок. Это не самолет. Это «Силиконовая долина» с инженерами в футболках, лапшой, настольным футболом и без бизнес-плана?
Подведем итог:
Лавина новых летательных аппаратов стремительно накрывает старый мир вертолетов. Разобраться в этом хаосе хитросплетений не просто, нужен специальный путеводитель-проводник. Блуждая по лабиринтам нарисованного будущего, невольно приходишь к выводу, что не нужно слушать крикунов и суетиться. Громче всех о прорывах и революциях кричат любители быстро заработать. На деле предстоит долгая дорога на свет в конце лабиринта. Нельзя останавливаться, нужно двигаться вперед…