Незаметно ведущие вертолетостроители втянулись в разработку вертомобилей (долго искал название новым летательным аппаратам и ничего лучшего не придумал). На выставках все меньше вертолетов и все больше концепткаров. Угловатые ультрасовременные макеты больше похожи на причудливые автомобили. Существенно отличаются от вертолетов в традиционном понимании (из совершенно новых легких материалов, без рулевых винтов, с двигателями гибридами…). По заверениям производителей, летающие автомобили будут способны работать в городских условиях тихо, быстро и экологический чисто.
Что происходит. По существу, вертолетостроители открываются навстречу новым концепциям за рамками вертолетов в поисках новой крупной жилы продаж, позволяющее оторваться от нефти-газодобычи и военных закупок. При этом – никоим образом не отворачиваются от вертолетов. Это не поворот. Это создание нового будущего. Длительное время на роль будущего лидера претендовали преобразуемые летательные аппараты. Сегодня появилась целая палитра ЛА, которые рассматриваются сразу в нескольких сферах применения (воздушного такси, обеспечения мобильности и автономной перевозки грузов). Наряду с грандами, поддержку титанов технологической индустрии получили новые авиационные компании. Серьезные инвестиции вкладываются в новые испытания и проектирование производственных мощностей. В этих условиях, чтобы добиться успеха, вертолетостроители должны стать крупными и успешными производителями. К сожалению, из-за использования метода «проб и ошибок» и отсутствия критериев сертификации процесс постоянно затягивается. Задача гораздо сложнее, чем только разработка новых моделей, производство и сертификация. Это создание новой отрасли (инструментов создания). Главное – новое мышление, новая культура. Миссия чрезвычайно дорогостоящая и длительная. Поэтому не сулит ничего хорошего, с точки зрения стоимости приобретения (несколько сот тысяч долларов). И тут мы подходим к самому главному. Новые аппараты должны быть дешевле, чем вертолеты. Порог стоимости – не более 1 млн. долларов, в противном случае нас ожидает медленное наращивание производства. Будущие вертомобили должны изготавливаться и продаваться в большом количестве. В ожидании крупного выигрыша в среднесрочной и долгосрочной перспективе вертолетостроители продолжают финансировать научные исследования и опытно-конструкторских работы (Bell FCX001 и V280, Sikorsky S-97, Airbus Х3). В тоже время, делая ставки на новое технологическое будущие в мире вертомобилей, фирмы не готовы уйти от своих сильных, позиций в глобальном вертолетном бизнесе. А уходить придется, вертолетам классической схемы осталось одно-два десятилетия.
Наш вопрос Ричарду Абулафия: Чего ожидать? Жесткий ответ специалиста охладил:
Расцениваю эту идею, как пустую трату времени. На горизонте нет новых технологий, которые могли бы предложить цены, которые были бы значительно ниже, чем у обычных вертолетов. Вертолетный сервис доступен и сейчас. Но высокие затраты не позволяют обеспечить такую интенсивность использования, которая потребуется для обеспечения массового применения (и дальнейшего снижения расходов)… Итак, «пустая трата времени» или новое будущее?
(по материалам зарубежных СМИ).
Мы обязательно продолжим этот разговор.