
В СМИ появились первые комментарии к опубликованному в мае Отчету министерства обороны США по афганским вертолетам. В Отчете, охватывающем период с января по март 2018 года, официально заявлено, что американские вертолеты UH-60A Black Hawk уступают российским Ми-17 по грузоподъемности и летным качествам. Ранее Конгресс США призвал отказаться от закупки российских вертолетов в пользу американских производителей. Переход на американские вертолеты выявил целый ряд проблем, которые предстоит решать. «Черные ястребы» не могут работать на больших высотах в удаленных в горных районах. Не способны вместить крупногабаритные грузы, которые перевозит «восьмерка». Для транспортировки грузов, которые поднимает один наш Ми-17, требуется сразу два «ястреба». Кроме того, афганские специалисты выполняют 80% работ по ТО и Р на российских вертолетах, которые гораздо менее требовательны к уровню образования, чем американские. Что касается UH-60-х, они целиком будут зависеть от подрядчиков… Поэтому решающая роль в предстоящем сезоне принадлежит Ми-17. С завершением эксплуатации Ми-17, проблемы «ястребов» станут еще более ощутимыми. К концу 2019 года численность Ми-17 сократится с 49 ед. (в неисправном состоянии остаются 24 ед.) до 20 ед. В 2021 году – до 18 ед. В 2022 году – до 12 ед. Одновременно будут ужиматься контракты на техническое обеспечение Ми-17-х. В период с декабря 2017 года по март 2018 года США выпустили для афганских ВВС 4-е вертолета UH-60A стоимостью по 13,6 млн. долларов. В 2018 году на усилия по переходу выделено еще 709,8 млн. долларов. По состоянию на март этого года поставлено 8 UH-60A, еще 45 – закуплено из 159 запланированных вертолетов. Подготовлено 20 пилотов UH-60-х, и 16 операторов спецзадач. На развитие афганских ВВС в период 2010-2018 гг. израсходовано 6,4 млрд. долларов, при этом на 2018 фг. – выделено 1,4 млрд. долларов. Кроме самолетов (24 С-208, 4 С-130, 20 А-29), парк ВВС Афганистана насчитывает: 8 UH-60, 25 MD530 (5 неисправны), 4 Ми-35 (4 неисправны), 47 Ми-17 (24 неисправны). США закупили 33 Ми-17, остальные – были закуплены из других источников. Интересно, что афганские ВВС продолжают готовить пилотов для Ми-17 (в 2018 году – 10 чел., в 2019 году – еще 10). Новые пилоты нужны для замены «пересаживающихся» – на «ястребы».
Появление подобных Докладов – это не только осознание уникальных качеств наших «восьмерок», это признание лидерства фирмы Миля в гонке с Sikorsky. Странная, лицемерная позиция: одновременно хвалить и ругать российские вертолеты.