
7 апреля 2018 года Герою Советского Союза и Заслуженному летчику-испытателю СССР Николаю БЕЗДЕТНОВУ исполняется 84 года. Тому Бездетнову, который удивлял Европу, покорял Арктику, наводил ужас на подводные лодки, первым поднимал «Акулу»… Сегодня Николай Павлович активно трудится. Борется с аварийностью. Предлагает свое решение проблемы потери пространственного положения. К сожалению, не находит понимания… Почитайте.
НАБОЛЕВШЕЕ
В настоящее время у истинных авиационных специалистов нет сомнения в том, что главной причиной череды тяжёлых лётных происшествий в гражданской авиации с большим количеством пассажиров на борту являются специфические, сложные для восприятия, свойства следящих, информирующих лётчика, подвижных элементов авиагоризонтов ПКП-77 и ИКП-81. Эти элементы двигаются в кабине в противоположную сторону реальным перемещениям самолёта или вертолёта в пространстве, и при возникновении нестандартных ситуаций, когда все неестественные, но заученные механические навыки мгновенно утрачиваются и заменяются инстинктивными, способны, в зависимости от тяжести возникшего особого случая, вывести из равновесия и спровоцировать быстрые, но неверные действия органами управления лётчика любой высокой квалификации. В этих случаях лётчики, кое-как справляясь с управлением крена и тангажа, но из-за плохой компоновки пилотажных приборов, вовсе не видят убийственного изменения высоты полёта и до самого конца не понимают, что погибают. При этом аварийные комиссии не понимают почему лётчики погибают молча, а это и является одним из признаков потери пространственного положения.
Из личного опыта в многочисленных целевых испытательных полётах с различными авиагоризонтами в запредельно сложных погодных условиях я знаю, как изменить и расположить приборное пилотажное оборудование с целью значительного упрощения приборного пилотирования в ручном режиме. Давно и упорно это предлагаю. Патент № 2011153634. Авторы: Бездетнов Николай Павлович, Бардин Евгений Николаевич. Патентообладатель – Фирма АО «КАМОВ».
Мне «специалисты» отвечают, что наша авиация входит в Мировую организацию ИКАО, а она не позволяет нам изменять «общепризнанное» приборное пилотажное оформление кабин пилотов. Иначе, нашим самолётам, якобы, запретят перелетать границы. Если это так, то наша авиация оказалась в серьёзной западне, в которой невозможно развивать и обеспечивать в приемлемом виде её полётную безопасность. Дело в том, что заграница, в этом отношении находится чуть в лучшем положении за счёт автоматизации более расширенных режимов полёта своих летательных аппаратов, что, впрочем, не избавляет их от катастроф в случаях вынужденного выключения автоматики, или её выхода из строя в сложных условиях полёте. В этом отношении мы оказались в несколько худшем положении из-за большего количества случаев чисто ручного управления полётом, которые и можем практически полностью обезопасить, обеспечив пилотов более приемлемой физиопсихологической приборной информацией. Это сыграло бы огромную роль и в других родах авиации, где при частичном или полном выходе из строя автоматических систем управления можно было бы полностью вручную продолжать выполнять полётные задания лётчиками средних квалификаций.
Считаю, что если ИКАО препятствует подобному перспективному развитию, т.е. фактически стоит за сохранение существующей у нас аварийной ситуации, то нужно из этой организации выходить и как можно быстрее ликвидировать приборную провокацию лётных происшествий при полётах в СМУ.
Эта ситуация ещё сильнее касается и нашей вертолётной авиации из-за её специфического применения на малых и запредельно малых высотах с частой утратой визуального контакта с подстилающей поверхностью.
Хочу предупредить оппонентов о том, что никакие усилия и затраты на обучения пилотирующих лётчиков полётам в СМУ с существующими пилотажными приборами не избавят нас от периодических катастроф типа пермской, казанской, сочинской, подмосковной и вертолётных в том числе.
Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР.
20.03.2018 г.