Численность винтокрылых иномарок (винтомарок) постепенно увеличивается. «Вертолетные заметки» нередко дают жесткие и критические оценки западным вертушкам. Попробуем исправить перекос. Наш выбор упал на AW109S. Не хочется повторять шумную рекламу, поэтому слово пилоту:
Мощные двигатели. Вертолет может выполнять взлет и посадку на одном двигателе. Средний расход топлива – 200 кг/час. При включенном климат-контроле, на максимальной скорости полета и температуре наружного воздуха +45°С расход увеличивается до 230 кг/час. Наличие автопилота и навигационных систем позволяет выполнять полет и заход на посадку (при наличии систем посадки в аэропорту) в автоматическом режиме.
Пассажиры в кабине во время полета общаются между собой без гарнитур (гарнитуры одевается только для переговоров с экипажем). За счет того, что длина фюзеляжа увеличена на 20 см. (по сравнению с AW109Е), сидящие напротив друг друга, не упираются коленями. В VIP-варианте пассажиры располагаются на отдельных креслах лицом по полету. Большой багажный отсек. По мнению пассажиров, летавших на других вертолетах, 109-му – нет равных. «Летающий мерседес».
Преимущества: два двигателя, экономичность, колесная база и колея шасси позволяет выполнить посадку на неподготовленную площадку, за счет уборки убирающегося шасси скорость полета увеличилась на 25 км/ч, дальность полета до 750 км. (от Москвы до Питера за 2 часа 30 минут). Вертолет надежный, за 400 часов налета серьезных нареканий не было. Главный недостаток – нет противо-обледенительной системы. Нельзя выполнять полеты на эшелоне, если прогнозируется обледенение.
Вертолет будет пользоваться популярностью до тех пор, пока на рынке не появится другой с такими же характеристиками, но дешевле.
Кстати, недавно на рынке появился его собрат Trekker – с полозковым шасси.
Подведем итог, «вертолет выходного дня», ангарного хранения, без ПОС (в стране, где треть территории расположена за Полярным кругом) с узкой нишей применения и, тем не менее, вызывает интерес и уважение.