
Урок второй
Когда речь заходит о развитии авиационной техники, мы часто пользуемся такими терминами и определениями, как семейство, тип, модель, модификация, модернизация, вариант изготовления или применения и др., особенно не задумываясь их содержанием. Поэтому, к сожалению, часто путаем эти понятия, причем на самых разных уровнях. Причин тому несколько (не будем углубляться) назову лишь одну: желание казаться лучше, чем есть на самом деле. «130 модификаций» (Ми-8Т АВ, АД, АИ, АК, АР, АТС, БТ, ВД, ИВ, КП, ПА, ПГ, ПП, ПС, СМВ, СПА, СМТ, ТВ, ТЗ, ТК…) из этой «оперы».
Итак, что же такое тип, модификация… вертолетов.
Тип. Тип изделия (вертолета) – классификационная группа изделий (вертолетов) одного вида, сходных по назначению, принципам действия, конструктивному исполнению и номенклатуре параметров, имеющих присвоенное в установленном порядке обозначение. Типовая конструкция – конструкция образца (типа) авиационной техники, отраженная в его конструкторской и эксплуатационной документации, одобренная в соответствии с процедурами Авиационных Правил и удостоверенная Сертификатом типа. Изделия, образующие совокупность в рамках типа, именуются модификациями.
Модификация вертолета. Термин модификация имеет два значения:
- видоизменение предмета или явления, не затрагивающие его сущности (процесс обновления);
- предмет или явление, подвергшееся такому видоизменению.
К сожалению, неоднозначность приводит к «путанице» понимания. Не добавляют однозначности нормативные документы. В АП-21 модификация рассматривается как процесс видоизменения в рамках одной и той же типовой конструкции вертолета.
Модификация по АП-21 – это любое главное, второстепенное, акустическое или эмиссионное изменение типовой конструкции образца АТ, касающееся его летной годности или затрагивающее его характеристики, влияющие на окружающую среду или комплектующего изделия.
Однако не любое изменение (изменение заклепки, дверной ручки или технологического процесса…) может стать модификацией (развитием типа).
Модификацией (если не процесс обновления), а сам ЛА (вертолет), отличающийся от базового (исходного) одним или несколькими из следующих признаков:
- более высоким техническим совершенством (за счет обновления частей ЛА);
- областью применения (по дальности и высоте полета, метеорологическим условиям, возможность поражения и т.п.);
- целевым предназначением или специализацией (был истребитель, стал истребителем-бомбардировщиком и т.п.).
Здесь появляется необходимость классификации изменений. Нам предлагают разделение на «главные» и «второстепенные».
Главное изменение – модификация, которая существенно влияет на летную годность образца или его воздействие на окружающую среду. Второстепенное изменение – модификация, которая не оказывает существенного влияния… А что такое «существенно» и «не существенно»? К сожалению, нет четких границ. Читаем дальше Окончательное решение по трактовке Авиационных правил, применяемых Авиарегистром…, принимает Авиарегистр. Получается, окончательное решение принимает один, а расплачивается другой. На деле за «вакханалию с модификациями» платим мы с вами.
Модификации (главные изменения) отличаются от базовой – выпускаемой документацией (как правило, тип – технические условия; модификация – дополнение к ТУ, комплектация уточняется согласительным протоколом и т.д.), объемами выполняемых работ и испытаний. В рамках одного типа все модификации являются равнозначными. Если типовая конструкция подлежит полному объему испытаний, то главные (модификации), и второстепенные изменения – распространяются на все семейство.
И, конечно, модификации различаются принятыми обозначениями (при обозначении индексов модификации понимается как вариант типовой конструкции (Ми-24А, Ми-24У, Ми-24Д, Ми-24В, Ми-24П…).
А что делать с «второстепенными» изменениями? В рамках одной модификации могут быть различные варианты изготовления вертолета (грузовой, пассажирский, конвертируемый). И, наконец, в зависимости от варианта применения (выполняемых задач) варианты изготовления могут различаться комплектацией. Комплектация дополнительного и съемного оборудования варьируется в границах опционного оборудования типовой конструкции. В результате получается «дерево»: тип Ми-Х – модификации Ми-Х-Х – варианты изготовления Ми-Х-Х-Х – комплектации Ми-Х-Х-Х-Х. Если в начале развития вертолетостроения упор был на серийное производство – типы и модификации, то сегодня фокус сместился в мало серийное (порой штучное) производство – варианты изготовления и применения.
Новый тип рождается из модификаций (оказалась настолько удачной, что у нее появились свои модификации). Модификации порождают семейство. Семейство образуют: базовый (исходный) вертолет и его модификации. Семейство данного типа или нескольких семейств однотипных ЛА, созданных на единой научно-технической основе, в свою очередь, образуют поколение. Примеры поколений: Ми-1, Ми-4 – первое; Ми-6, Ми-2, Ми-8Т – второе; Ми-8МТВ-1 Ми-24В, Ка-27/32 – третье...
Модернизация и модификация. Когда модификация рассматривается, как непрерывный процесс обновления, подменяется понятие модернизации. Модификация – это «срез» процесса модернизации. Модернизация – более широкое понятие, чем цепочка отдельных модификаций (в процессе модернизации АТ появляются не только новые модификации…). Модернизация и модификация, как последовательность модификаций – это закономерный, планомерный процесс эволюционного развития техники. Путь модификаций – это объективный и рациональный путь развития, который проходит каждый тип, поскольку позволяет с малыми временными и экономическими затратами улучшать свойства и создавать ЛА с улучшенными свойствами.
Наглядный пример развития легендарной «восьмерки», Ми-8МТ стал дальнейшим развитием вертолета Ми-8Т (Ми-8) и получил существенные конструктивные отличия: двигатели (вместо ТВ2-117 – ТВ3-117МТ); вспомогательная силовая установка АИ-9В; главный редуктор ВР-14, хвостовой редуктор под рулевой винт обратного вращения, промежуточный редуктор, усиленная хвостовая трансмиссия, система электроснабжения, новое радиоэлектронное оборудование и т.д. В свою очередь Ми-8МТВ-1 – двигатели (вместо ТВ3-117 III серии – ТВ3-117ВМ), рулевой винт с уширенной хордой, система СППУ, изменена приборная доска. В результате, у вертолета существенно улучшились ЛТХ, увеличился статический и практический потолок, возросла грузоподъемность в горной местности, в результате расширились тактико-технические характеристики, изменилась летная и техническая эксплуатация.
Революционный путь развития вертолетов реализуется тогда, когда эволюционный путь себя исчерпал. Начинается он в некоторый будущий момент времени, назначенный директивно на основе научных исследований и работ конструкторских бюро.
Развитие ЛА определенного типа характеризуется эволюцией семейства и революционной заменой одного семейства другим – перспективным.
В разговоре о типах и модификациях… использовались материалы Л.В. Мышкина и Л.В. Парфененко.