Наконец-то подведены итоги деятельности вертолетостроительной отрасли в 2008 году. Если коротко, по словам руководителей ОАО «ОПК Оборонпром»: «В 2008 году было поставлено заказчикам 169 вертолетов. Это на 40% больше, чем в 2007 году (120 вертолетов). По предварительным данным, выручка вертолетостроительного холдинга превысила 40 млрд. руб., что на 20% больше чем в 2007 году. Прибыль холдинга несколько снизилась и составила 1,56 млрд. руб. (в 2007 году она составляла 1,8 млрд.руб.)», на 13,3% меньше. Для того чтобы разобраться с реальным ростом продукции, представим итоги работы отрасли по предприятиям и типам вертолетов (см. таблицы 1 и 2).
Таблица 1 – Итоги работы по предприятиям
Предприятия | Рентабельность | 2007 год | 2008 год | Рост |
УУАЗ | 50-55 | 48 | 59 | 22,9% |
КВЗ | 70-75 в т.ч. 10 Ансат | 33 в т.ч. 1 Ансат | 55 - | 66,7% |
«Роствертол» | 10-11* | 29** | 44, в т.ч. 24 Ми-2 | 51,7%, 0% без Ми-2 |
КумАПП | 25-30 | 10 | 11 | 10% |
Итого | 155-171 | 120 | 169 | 40,8%, 20,8% без Ми-2 |
Примечания * для больших машин;
** получено как остальные (120 - 91=29).
Таблица 2 – Итоги работы по типам вертолетов
Вертолеты | Рентабельность | 2007 год | 2008 год | Рост |
Ми-8/17 | 110-120 | 80 | 114 | 42,5% |
Ка-27/32 | 25-30 | 10 | 11 | 10% |
Ансат | 10 | 1 | - | - |
Ка-226 | - | - | - | - |
Остальные | 10-11 | 29 | 44 20 без Ми-2 | 41%, 0% без Ми-2 |
Анализируя данные таблиц, можно увидеть:
1. Общий рост «производства» на 40,8% получен исключительно благодаря увеличению выпуска вертолетов Ми-8/17 (42,5%). В тоже время, если УУАЗ увеличил производство почти на 23% и превысил свой прежний уровень рентабельности, то КВЗ, несмотря на 66,7% роста производства, даже не вышел на прежний уровень рентабельности и уступил УУАЗ.
2. Что касается роста на «Роствертоле», он получен за счет вертолетов Ми-2. Однако, мы не производим вертолеты Ми-2 (производителем вертолетов Ми-2 был и остается польский завод PZL Swidnik), поэтому учитывать ремонтные Ми-2 в рост изготовления не совсем корректно. Во всем мире производители разделяют поставляемые вертолеты на новые и ремонтные.
3. Без учета Ми-2 рост вертолетостроения в 2008 году в два раза ниже и составляет 20,8%, что, кстати, вполне коррелируется с ростом выручки.
Наконец, самый обидный итог – мы совсем не выпускаем новые модели вертолетов (остановились программы Ансат, Ка-226, Ка-60 и Ми-38, затерялся Ми-34), поэтому надеется на будущий рост особенно не приходиться. По существу, выпускаем один тип вертолетов Ми-8/17, которые в 2008 году составили почти 80%, без Ми-2 (в 2007 году доля «восьмерок» была 66,7%). «4 из 5» – достаточно неустойчивая «конструкция».
Для оценки деятельности любой отрасли необходимо выбирать критерии, наиболее точно отражающие протекающие в ней процессы. Для начала нам нужно четко разделить строительство новых машин и ремонт. В противном случае ремонт может полностью «поглотить» все новое.