
Недавняя катастрофа Ан-148 преподнесла нам сразу несколько уроков. Один из них о необходимости увеличения состава экипажа с двух до трех человек имеет прямое отношение к вертолетам, поставив под сомнение стратегию сокращения численности экипажей перспективных транспортных вертолетов. Несколько лет менеджеры и СМИ убеждали нас, что экипаж вертолета должен состоять из двух пилотов. И даже «седушку» бортового техника убрали из кабины. Однако практика настойчиво подтверждает, что наличие в кабине носителя технических знаний, способного анализировать и принимать решения в сложных ситуациях имеет решающее значение. Кстати, отдельные заказчики (военные) не согласились с лозунгом «2 пилота = 2 члена экипажа» и настоятельно потребовали вернуть бортового техника в кабину. В результате, разработчик вынужден был «отработать обратно» кресло (сиденье) бортового техника на военно-транспортных вертолетах.
«Вертолетные заметки» неоднократно писали о необходимости присутствия в кабине экипажа носителя технических знаний и опыта эксплуатации. К сожалению, уроки даются нам слишком дорогой ценой…