?

Log in

No account? Create an account

helimen


Вертолетные заметки Евгения Матвеева


Previous Entry Share Next Entry
ЧТО ТАКОЕ «ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ»
helimen
f6.gif

Сегодня техническая безграмотность расцвела «бурным цветом». Незнание основных понятий и положений эксплуатации авиационной техники (АТ) никого не удивляет. Напротив, говорить об ошибках стало неприлично. Звонкие словосочетания используют «направо и налево», особенно не задумываясь о содержании. Одним из таких «искаженных» понятий стал жизненный цикл летательного аппарата (ЛА).
Нас интересует, что такое жизненный цикл вертолета (семейства). В процессе развития техника проходит определенный цикл (последовательность) стадий (этапов), получивший название жизненный.
Жизненный цикл вертолета (ЖЦВ) – это период времени с момента принятия решения о проведении НИР по разработке концепции и изысканию научно-технических путей создания образца до момента снятия его с эксплуатации (или гибели). Обратите внимание, ЖЦВ начинается с «чистого листа» – решения о научно-технической проработке, а заканчивается – завершением эксплуатации (прекращения использования по назначению) последнего ЛА данного семейства. Снятие с эксплуатации может быть по усталостному принципу (ресурсу/сроку службы), экономической нецелесообразности или по моральному износу. Жизненный цикл вертолета характеризуется процессами последовательного изменения состояния ЛА и состоит из пяти стадий разной продолжительности и стоимости. Все стадии взаимосвязаны, как прямыми, так и обратными связями.
1. Стадия исследования и обоснования разработки: научно-технические исследования и разработка ТТЗ на аванпроект (выполняется заказчиком); разработка аванпроекта (выполняется разработчиком), заказчик осуществляет научное сопровождение); разработка ТТЗ на ЛА (выполняется заказчиком; ТТЗ согласовываются с разработчиком). Этой стадии предшествует этап предварительных исследований (диссертации, НИР). Цель – выработка общественного мнения о путях развития ЛА. На 1-й стадии вырабатывается концепция, обосновываются требования к ЛА и определяется первый вариант рационального облика.
2. Стадия разработки (ОКР выполняются разработчиком; заказчик осуществляет научное сопровождение). Этапы: разработка эскизного проекта; разработка макета ЛА в натуральную величину (вместе с расчетами и экспериментальными материалами проводится с целью проверки соответствия разрабатываемого образца требованиям ТТЗ); разработка рабочей конструкторской документации (РКД); изготовление опытного образца (опытной партии) (производится в кооперации опытных и серийных предприятий); летные испытания ЛА, проводятся в два этапа: летно-конструкторские испытания, проводимые разработчиком (головным исполнителем) с участием заказчика; и государственные испытания, проводимые заказчиком с участием исполнителя; корректировка РКД, доработка ЛА и постановка на производство. На 2-й стадии происходит уточнение и поиск рационального варианта реализации требований и создание материального облика ЛА.
Первые две стадии ЖЦВ иногда объединяют стадией создания. Необходимо отметить, что стадия создания ЛА играет особую роль в процессе развития семейства, поскольку ошибки, допущенные на этой стадии, практически непоправимы в будущем. Продолжительность стадий создания ЛА 7-15 лет (Тсемейства – до 20 лет и более; затраты 4-15% общих затрат ЖЦВ).
3. Стадия серийного производства (выполняется исполнителем; заказчик осуществляет сопровождение, в части приемки техники). Серийное производство включает ряд последовательных этапов: подготовки и освоения производства; контрольные испытания одного или нескольких ЛА из числа первых; поставка; эксплуатационные испытания. Продолжительность производства ЛА – дни и месяцы, (Тсем. – 5-10 (30) лет, затраты – 25-30%).
4. Стадия эксплуатации включает всю совокупность мероприятий, направленных на поддержание технически исправного состояния ЛА, приведение его в заданное состояние готовности, применение по назначению, а также доработку и текущий ремонт. Продолжительность стадии эксплуатации 20-30 (40) лет (Тсем. – более 50 лет; затраты – 50-70%). Эксплуатация – самая продолжительная и дорогостоящая стадия, на которой реализуются возможности, поддерживаются и восстанавливаются эксплуатационные характеристики (качество). Качество эксплуатации определяется совокупностью выполняемых работ и решаемых вопросов на всех стадиях ЖЦВ.
5. Стадия капитального ремонта. Цель – восстановление работоспособности и ресурса ЛА. В течение жизненного цикла капитальный ремонт проводится несколько раз. Продолжительность стадии капитального ремонта ЛА – месяцы (Тсем. – 10-20 (30) лет, затраты – 10-15%).
Весь жизненный цикл вертолета может достигать солидного возраста: до 40-50 лет и более. И еще, если взглянуть на АТ, как на комплекс, ЖЦВ расширяет границы, включая те же стадии, что и цикл ЛА, плюс периоды разработки, производства и эксплуатации средств наземного обслуживания, а также строительства аэродромов…
Вместо заключения. Жизненные циклы не стоят на месте. Сегодня мы наблюдаем новые тенденции сокращения первых стадий создания, увеличения продолжительности стадии эксплуатации и размывания стадии капитального ремонта, одновременно – роста расходов на эксплуатацию, ремонт и модернизацию…О модернизации авиационной техники поговорим в следующий раз.


В разговоре о жизненном цикле использовались материалы из книги Леонида Владимировича Мышкина «Прогнозирование развития авиационной техники: теория и практика». 


  • 1
Манагеры, которые заказали вам тему, связанную с жизненным циклом, вкладывают в это понятие совершенно иной смысл.
Это КОММЕРЧЕСКИЙ этап жизни летательного аппарата, в котором происходит движение финансовых средств, на котором можно не обидеть себя любимых.
В вашей классификации периодов жизненного цикла почему то отсутствует утилизация.
В российской реальности, когда манагерами являются люди, в другой жизни носившие погоны, тема жизненного цикла создана "усилиями" амнистированного героя Анатолия Сердюкова. Этот вороватый персонаж развалил систему эксплуатации авиационной техники в войсках до такой степени, что военные "специалисты" оказались несостоятельными на этом этапе жизненного цикла, ввиду полной деградации.
Теперь для различных показушных мероприятий, будь то парады, международные учения или Авиадартс, привлекаются целые команды представителей промышленности и разработчиков. Войдя во вкус и стремясь уйти от своей доли ответственности эти бывшие люди в погонах пришли к простой мысли: мы платим промышленности деньги (бюджетные), и техобслуживание она берёт на себя. С этой целью уже началось закрытие таких контор как НТЦ "Качество", которые не обладают ресурсами для обеспечения жизненного цикла, и передача функций предприятиям - производителям.
Так что в понятие жизненного цикла они вкладывают свой смысл и используют по своему усмотрению.
Слава Анатолию Сердюкову?!

Edited at 2018-01-03 10:33 am (UTC)

А вот хамить здесь не нужно.

Интересно в чём выразилось моё хамство?

Манагеры, которые заказали вам тему

  • 1