
Как-то незаметно в нашу практику «Вертолетных заметок» вошли регулярно публикуемые Ассоциацией производителей авиации общего назначения (GAMA) результаты работы отрасли. В этот раз мы «обсуждаем» итоги работы III квартала (за 9 месяцев 2017 года). Взгляните на две таблицы.
Таблица 1
Вертолеты | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | Всего в 2017 г. |
Поршневые | 54 | 73 | 63 | 190 |
Газотурбинные | 129 | 209 | 133 | 471 |
Всего | 183 | 282 | 196 | 661 |
Выручка | 567.791.745 | 1.310.129.314 | 797.178.464 | 2.675.099.522 |
Гражданские вертолеты | ||||
Airbus, к-во | 74 | 101 | 67 | 242 |
выручка | 303.000.000 | 521.400.000 | 369.500.000 | 1.193.900.000 |
Bell, к-во | 27 | 21 | 39 | 87 |
выручка | 161.000.000 | 124.500.000 | 217.000.000 | 502.500.000 |
Enstrom | 1 | 2 | 2 | 5 |
выручка | 1.400.000 | 1.725.000 | 2.800.000 | 5.925.000 |
Guimbal | 6 | 14 | 6 | 26 |
выручка | 2.281.745 | 5.680.314 | 2.495.464 | 10.457.522 |
Leonardo | 12 | 71 | 19 | 102 |
выручка | 62.600.000 | 573.200.000 | 170.600.000 | 806.400.000 |
Robinson | 69 | 82 | 69 | 220 |
выручка | 37.510.000 | 44.624.000 | 34.783.000 | 116.917.000 |
Sikorsky | 0 | 3 | 0 | 3 |
выручка | 0 | 39.000.000 | 0 | 39.000.000 |
Военные вертолеты | ||||
Bell | 9 | 18 | 13 | 40 |
NH Industries | 4 | 12 | 8 | 24 |
Sikorsky | 32 | 39 | 40 | 111 |
Таблица 2
Вертолеты | 2016 год | 2017 год | Изменение |
Поршневые | 168 | 190 | +13,1% |
Газотурбинные | 446 | 471 | +5,6% |
Всего | 614 | 661 | +7,7% |
Выручка | 2,5 млрд. долл. | 2,7 млрд. долл. | +8,8% |
Согласно Отчету ассоциации, за три квартала поставки вертолетов выросли на 7,7%, а доходы вертолетостроителей – на 8,8%, до 2,7 млрд. долларов. Впервые в этом году падение приостановилось. Однако, несмотря на ожидаемый прирост результатов года, итоги квартала оказались ниже среднего за последние 5 лет (правда, итоги 3-го квартала традиционно всегда были ниже 2-го). Но наметившийся во 2-м квартале рост притормозил. Практически все производители сделали шаг назад. Единственный, кто шагнул вперед – это Bell, поставки выросли почти вдвое. Но лидером по-прежнему остается Airbus – более трети рынка (37%). Главным неудачником 3-го квартала (неожиданно) стал Leonardo, всего 19 вертолетов. Кроме глобальных вызовов, итальянцы столкнулись с внутренними проблемами (о которых мы обязательно поговорим в ближайшее время). Новое руководство Leonardo надеется на восстановление доходов и прибылей уже в 2018 году. Несколько слов нужно сказать о Sikorsky. В графе гражданских вертолетов – 0, американский вертолетостроитель спасается военными заказами на Black Hawk/Sea Hawk. Что касается нас, «Ми» очень похожи с Sikorsky. И хотя российские вертолетостроители не попадают в Отчет GAMA, в русле общей тенденции торможения также снизили свои финансовые результаты: выручка за 9 месяцев 2017 года, по сравнению с 2016 годом, минус 24,3%, а чистая прибыль – минус 18,8%.
Итоги работы отрасли за три квартала 2017 года демонстрируют, как производители вертолетов сталкиваются с серьезными проблемами. Не работают традиционные ниши. Мы ранее отмечали очень низкий спрос на средние плюс и тяжелые вертолеты (7+1). В 3-м квартале поставлен всего один тяжелый вертолет. В лидерах, как обычно, поршневые Robinson R44 – 49 вертолетов, и военные Sikorsky Н-60 – 40. Заметно прибавили Bell407GXP/429/412EPI, но одновременно сдали: Н145, AW139/169/189… Неопределенность вертолетного рынка повышается. На этом фоне появляются прямо противоположные комментарии. Не хочется думать, что рынок остановился, скорее «задумался». Спрос будет повышаться, это хорошо. Но медленно, очень медленно… и это плохо.